Люди и судьбы - женский журнал

Почему школьник переживает из-за плохих оценок. Пятерка любой ценой Ребенок сильно переживает из за оценок

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на “отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.

Шаги

Часть 1

Сохраняйте спокойствие

    Позвольте панике быстро пройти. Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.

    Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру. Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы научитесь . Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.

    На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы. Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!

    • Если вы все же обнаружили ошибку, проверьте еще раз и потом найдите время поговорить с вашим преподавателем. Вместо того чтобы делать акцент на ошибке – "Вы ошиблись в моем тесте, быстро поменяйте мою оценку!" – постарайтесь проявить больше понимания. Помните, что медом вы приманите больше пчел, чем уксусом. Попробуйте что-нибудь такое: "Я заметил, что вот здесь не посчитано, или я чего-то не понимаю?"
  1. Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники. Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.

    • Если ваш преподаватель пропорционально занизил всем оценки, тогда и на ваш результат будут смотреть с учетом оценок всех остальных. Таким образом, если “4 -” – максимальная оценка по тесту, тогда она становится “пятеркой”, и “тройка” превращается в ”четверку”.

    Часть 2

    Поиск помощи, чтобы улучшить ситуацию
    1. Поговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию. Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде "Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?", ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.

      • Даже если это вызовет у вас трудности, вы можете извлечь много хорошего от встречи с вашим преподавателем:
        • Преподаватель объяснит вам проблемы, в которых вы ошиблись, и идеи, с которыми не разобрались.
        • Преподаватель увидит, что вы хотите учиться, и может учесть это в вашей финальной оценке.
        • Преподаватель может дать вам задание для дополнительных баллов.
    2. Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше. Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет "учеба", когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.

      Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке. Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.

      • Ваши родители могут сесть и объяснить вам, в чем вы допустили ошибку; они могут нанять репетитора, который поможет вам с учебой; они могут также договориться о встрече с вашим преподавателем (хоть и необычно делать это после одной плохой оценки), для того чтобы узнать, как вы можете улучшить свою успеваемость.

    Часть 3

    Успех в следующем тесте
    1. Занимайтесь эффективно, не обязательно долго. Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.

      Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке. Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.

      Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память. 10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала. Одну шестую часа вы можете потратить на то, чтобы пройтись, поиграть с собакой или позвонить вашему другу и посочувствовать ему, прежде чем возвращаться к учебе.

      Сделайте тренировочный тест перед реальным тестом. Тренировочные тесты – отличное решение, если вы сможете их раздобыть. Они дают вам хорошее представление о проблемной области ваших знаний и о том, над чем вам нужно еще поработать. Практика – путь к идеальному результату.

      Постарайтесь не зубрить. Если вы можете обойтись без зубрежки, лучше от нее отказаться. Она изматывает, ухудшает ваше понимание материала и иногда снижает вашу уверенность в своих силах.

      Хорошо выспитесь перед контрольной. Исследования показали, что каждый потерянный час ночного сна увеличивает уровень стресса на 14%. Это не кажется такой уж проблемой до тех пор, пока вы не увидите, насколько стресс влияет на вашу успеваемость. Так что хорошо высыпайтесь как минимум несколько ночей перед важной контрольной, чтобы дать вашему телу максимальные шансы на успех.

      Хорошо позавтракайте утром перед тестом. Ваш мозг и ваше тело требуют топлива для того, чтобы хорошо справиться с контрольной. Так что отличный завтрак – важный приоритет, который не стоит упускать из виду. Попробуйте несладкие каши, цельнозерновую выпечку, йогурты и мюсли, овсянку и свежие фрукты, чтобы дать вашему телу необходимую энергию для прекрасных результатов.

Школьные оценки могут быть стимулом к усердной учебе, а могут стать причиной серьезных детских переживаний и неврозов, вплоть до неприятия школы, снижения самооценки и разочарования в себе. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от того, как к его успеваемости относятся родители. Дело усугубляется, если в данном вопросе они занимают крайнюю позицию: заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку или двойку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями и с недовольством уточняют: "Почему не пятерка? Ты же учил!"

В воспитании детей часто пропагандируется девиз: "Главное не победа, а участие», но, когда дело доходит до итоговых оценок за четверть, у взрослых возникают вопросы: «Откуда взялась тройка по физике? Почему в этот раз по английскому четыре, если раньше были пятерки?" Иногда родители забывают про участие и видят важность лишь в победном результате, обесценивая сам процесс получения знаний.

Тем временем оценка - не единственный показатель детской успешности. Ребенок-гуманитарий часто не может решить математические задачи со звездочкой, но пишет талантливые сочинения, а у того, кто способен к точным наукам, может страдать грамотность. Хорошее знание предмета не всегда гарантирует успешную сдачу экзамена по нему: на результате может сказаться волнение, вопрос повышенной сложности или субъективная оценка учителя, принимающего экзамен.

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Прежде всего – донести до него здравое отношение к оценкам. Конечно, учеба – это главная ответственность ребенка в школьном возрасте, и нужно стараться. Но стоит помнить, что и четверка – достойная оценка, и еще важно то, что во время приготовления уроков ребенок получает знания, которые когда-нибудь могут пригодиться. Когда именно? Вспомните примеры из своего опыта: может быть, однажды вы по собственной инициативе научились скоропечатанию, и при приеме на работу умение быстро печатать оказалось преимуществом. Или когда-то выученный в школе немецкий язык пригодился вам в европейском путешествии. Так и ребенок, готовя презентацию, лучше разобрался в компьютерной программе, узнал новые исторические сведения, потренировался выступать перед аудиторией.

Дети часто стараются ради родителей, и важно дать им понять, что они всегда будут любимы, независимо от школьных оценок. Если ребенок сильно расстраивается из-за низких оценок, скажите, что вы готовы помочь ему подтянуться. Может быть, нужно вместе сходить к учителю и посоветоваться, какие темы изучить подробнее. Или вы предложите каждый день повторять одно правило по русскому языку и делать упражнение на это правило. Постарайтесь понять причину, почему успеваемость хромает. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может наладить отношения с учителем, или виной тому пропуски по болезни. Будьте готовы к открытому разговору и помощи: нанять репетитора, попросить учителя о дополнительных занятиях по проблемному предмету, помочь самим. Детям важно знать, что в трудной ситуации вы готовы быть с ними в одной лодке.

Четверка по физике или тройка по русскому языку не говорят плохо о личности ребенка, его характере, способности быть хорошим другом, сыном или дочерью своим родителям. Это лишь один из инструментов измерения знаний. Но к сожалению, этот инструмент сильно влияет на детскую самооценку. Каждый любит, когда его хвалят, а каково себя чувствовать, если учителя ставят в пример лишь отличников? Важно помнить, что успехи ребенка – это не только успехи в школе: важны увлечения и социализация, причем для детей, которые учатся на одни пятерки, общение со сверстниками – особенно больное место: отличники слишком часто загружены заданиями, боятся снизить планку успехов и не соответствовать ожиданиям. Поэтому важно обращать их внимание на другие стороны жизни. Хорошо, когда помимо учебы есть занятие, в котором ребенок может продемонстрировать свои способности: спорт, музыка, художественная школа. Если что-то удается особенно хорошо, ребенок проще воспринимает неидеальные результаты в школе.

Радуйтесь вместе с детьми положительным результатам, особенно сравнивая их с оценками предыдущего периода: "Какой ты молодец, тебе удалось исправить тройку по химии на четверку!" И обязательно воодушевляйте, настраивайте своих учеников на то, что у них все получится: часто бывает, что из-за прошлых неудач дети ожидают новых провалов и перестают верить в лучшее. А когда в детские силы верят родители, то и учеба перестает быть гонкой за оценками, и сложные школьные предметы уже не кажутся неподдающимися.

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Знаешь зачем должны существовать оценки? Они должны, должны(2х) показывать результат твоей работы за некий промежуток времени. Семестровая кр - результат работы за семестр. Ср за тему - за месяц, и т.д.

Но вовсе не всегда оценки ставят справедливо. Если ты знаешь 90% всего материала, что идет по плану школьной программы - то тебе не о чем волноватся. Если нет, и оценка стоит справедливо (хоть и "плохая" для тебя) - то подтягивай, жизнь этому и учит: учиться на ошибках, своих и остальных.

Если спрашивать "взрослых дядь", которые реально мыслять по-взрослому, то они скажут, что со школы тебе пригодится максимум 20% материала, но школа ж учит не только знаниям (теоремы Пифагора, химическими элементами Менделеева), она ж учит жизни.

Однажды, преподавателю математики Джеремми Куну задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: "и где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы, и вся прочая алгебра с геометрией"? В отличии от большинства своих коллег, Джеремми не растерялся, и назвал 5 причин, почему математика это важно.

    Математика учит признавать свои ошибки. И не просто признавать их, но и двигаться вперед, чтобы все-таки одержать долгожданную победу над неразрешимой задачей. Допустим, Карл и Клара стоят над написанным на школьной доске уравнением. Клара уверена, что уравнение решено верно, а Карл точно знает, что нет. Проходит час, за который эти двое меняются ролями: Клара верит, что уравнение ошибочно, а Карл топает ногами и называет Клару невероятной тупицей. Фантастическая ситуация? А ведь математики встречаются с таким чуть ли не каждый день. Спросите любого учителя, что нужно делать, если задача никак не решается. Ответ будет очень простым: "Начните сначала и попробуйте пойти другой дорогой. А главное, не переживайте из-за допущенной ошибки, ведь именно она в конечном счете направила вас по верному следу".

    Математика помогает подбирать точные и правильные слова. Точность - вежливость всех математиков. С этим Довольно сложно поспорить, ведь у каждого термина и укаждого явления есть свое очень четкое определение. Помните, как учителя заставляли нас наизусть зазубривать определения геометрических фигур или, например, условия теоремы Пифагора? В школе мы понятия не имели, где эти знания смогут нам пригодиться, но давайте подумаем: всегда ли мы произносим слова, ни на секунду не сомневаясь в их значении? Сможете ли вы, не задумываясь, ответить что такое мир, что такое счастье или что такое любовь? Совпадут ли ваши ответы на эти вопросы с ответами ваших родных и близких? А главное, сумеете ли вы назвать то, у чего нет точного определения?

    Математика учит мыслить на несколько шагов вперед. Решать математическую задачу все равно что играть в шахматы. Любой неверный, неосторожный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Как часто, делая домашнее задание по алгебре, вы заходили в тупик лишь из-за того, что вместо плюса ставили минус? Даже самая крохотная ошибка может нарушить все планы и стать огромной преградой на пути к заветной мечте. А математика учит нас быть внимательными и ответственными за собственные поступки. Не мало, правда?

    Математика учит никогда не сдаваться. Ведь если ты не решишь задачу, ее обязательно решит кто-нибудь другой. Так почему бы не стать первым?

    "То, что я утверждаю сейчас, - ложно" - Именно так звучит знаменитый "парадокс лжеца", который как нельзя точно описывает то, что происходит в современной науке. Множество теорем, правил и aксиом, которые раньше считались верными, а теперь перестают работать. А это значит, что не стоит слепо доверять даже самому авторитетному мнению до тех пор, пока вы не разобрались во всем сами. Ученые называют это "разумным скептицизмом", которому нас так хорошо учит математика.

ПыСы. Извините за ошибки, я просто хохол.