Люди и судьбы - женский журнал

Дидактическая игра «Четвертый лишний. Процедура проведения диагностики среди дошкольников и младших школьников Найди лишнее задания для детей 4

Марина Пашина
Интерактивная дидактическая игра «Четвертый лишний»

Пояснительная записка к электронному пособию

«Четвёртый лишний »

Данное электронное пособие выполнено в программе Power Point

Интерактивная дидактическая игра ««Четвёртый лишний » разработана для детей старшего возраста.

Актуальность.

Специалисты отмечают, что игра в определённой мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм . Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, позволяет малышу играть увлечнно ,испытывать радость познания, открывать новое. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребнка. У дошкольника развивается : восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Мультимедийная дидактическая игра «Четвёртый лишний » для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.

Воспитатель показывает детям слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Дети должны назвать лишнюю лишний лишний предмет .

Выполнив все задания правильно, ребёнок увидит надпись «Молодцы, ребята!»

Данное пособие состоит из 19 слайдов.

Благодаря данной презентации дети легко смогут научиться классифицировать и обобщать предметы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Цель игры.

Закрепить умение находить , почему он лишний

1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.

2. Развивать зрительное восприятие.

3. Развивать монологическую и диалогическую речь.

4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, сосредоточенность.

Конспект интерактивной дидактической

игры «Четвертый лишний »

Программное содержание : Закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять , почему он лишний , расширять представления об особенностях окружающих нас предметов, систематизировать знания детей о предметах ближайшего окружения. Воспитывать внимательность. Развивать : умение классифицировать предметы по общим признакам, словесно-логическое мышление

Материал и оборудование : проектор, ноутбук, презентация картинок «Четвертый лишний »

Описание игры : воспитатель показывает детям слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Дети должны назвать лишнюю картинку и обосновать свою точку зрения. На каждом слайде изображение четырех предметов, один из них лишний . Кликом мышки ребёнку необходимо выбрать лишний предмет .

1слайд- название игры и цель

2 слайд-ребенок видит перед собой картинки с изображением : яблока, груши, абрикоса, огурца. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .

Ответ ребенка : огурец, потому, что это овощ. Яблоко, груша, абрикос-фрукты. Ребенок кликает мышкой -исчезает лишняя картинка .

3 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением птиц : индюка, утки, петуха, лебедя. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .

Ответ ребенка : лебедь, потому, что это дикая птица, а индюк, утка, петух- домашние. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

4 слайд-ребенок видит картинки с изображением животных : лиса, волк, медведь, кошка. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .

Ответ ребенка : кошка, потому, что это домашнее животное, а лиса, медведь и волк- дикие, они живут в лесу. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

5 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением цветов : незабудки, одуванчики, васильки, ирис. Педагог задает вопрос, какой цветок лишний и почему .

Ответ ребенка : ирис, потому, что это садовый цветок, а незабудки, одуванчики, васильки- полевые. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

6 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением насекомых и птицы. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .

Ответ ребенка : птичка, потому, что жуки- это насекомые. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

7 слайд-ребенок видит перед собой картинки с изображением теплой одежды и сарафана. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .

Ответ ребенка : сарафан, потому,что это- летняя одежда, куртка с меховым воротником, шуба, пальто-это зимняя одежда. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

8 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением деревьев. Педагог задает вопрос, какое дерево лишнее и почему .

Ответ ребенка : яблоня, потому, что это фруктовое дерево. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

9 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением обуви и шапки. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : шапка, потому, что это головной убор, а сандалии, сапоги, ботинки- это обувь. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

10 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением орехов и малины. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : малина, потому, что это ягода, а желудь, грецкий орех и фундук-это орехи. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

11 слайд- ребенок видит перед собой изображение мебели и бытового прибора. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : утюг, потому, что это бытовой прибор, а диван, шкаф, стул-это мебель. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

12 слайд- ребенок видит перед собой 4 вида грибов. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : мухомор, это ядовитый гриб, а остальные грибы съедобные. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

13 слайд- ребенок видит перед собой 4 вида транспорта. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : самолет, потому, что это воздушный транспорт, а автобус, поезд, велосипед- наземный транспорт. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

14 слайд-ребенок видит перед собой изображение деревьев. Педагог задает вопрос, какое дерево лишнее и почему .

Ответ ребенка : береза, потому, что это лиственное дерево, а елка, туя, сосна- хвойные деревья. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

15 слайд- ребенок видит перед собой изображение посуды и игрушки. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : юла, потому, что это игрушка, а тарелка, кастрюля и чашка- посуда. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

16 слайд- ребенок видит перед собой изображение фруктов. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : виноград –это не тропический фрукт, а лимон, ананас, апельсин-это тропические фрукты. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

17 слайд- ребенок видит перед собой изображение животных. Педагог задает вопрос, какое животное лишнее и почему .

Ответ ребенка : белка –она живет в лесу, а тигр, слон, жираф –это экзотические животные. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

18 слайд- ребенок видит перед собой изображение инструментов и фонендоскоп. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .

Ответ ребенка : фонендоскоп –им пользуется врач в больнице для прослушивания пациента, определяет здоров человек или нет, а остальные предметы- это инструменты, они нужны,чтобы строить и ремонтировать. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .

19 слайд,- выполнив все задания правильно, ребёнок увидит надпись «Молодцы, ребята!» с хлопающими в ладоши смайликами.

Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал

ISBN: 978-5-89353-284-5 , Издательство: "Когито-Центр" , Год издания: 2009 год, Размеры (руководство): 140х205 мм. Размеры (карточки): 115х115 мм. Обложка: мягкий переплет.Тираж: 1500 экземпляров- 28стр.

Методика «Исключение четвертого лишнего»

Цель : исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Стимульный материал : картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)

Процедура проведения методики : ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Стимульный материал:












Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.

I . Предметный вариант
Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

Тестовый материал


II. Словесный вариант
Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал
  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

    Число баллов Характеристика решения задач
    I II
    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
    5
    5 «лишнего» предмета (слова).
    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
    4 для обозначения
    4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).
    Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
    2,5 объединяемых в одну группу предметов (слов);
    2,5 «лишнего» предмета (слова).
    То же, но с помощью исследователя для обозначения:
    1 предметов (слов) объединенных в одну группу;
    1 «лишнего» предмета (слова).
    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
    0 предметов (слов) объединенных в одну группу;
    0 «лишнего» предмета (слова)

    Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

    Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления , неумения строить обобщения по существенным признакам.

    Источники
  • Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.

Дидактическая игра для старших дошкольников "Четвертый лишний"

Эта игра для детей 5-7 лет на развитие мышления, внимания и на закрепление обобщающих понятий.
Цели:
1. Развитие мышления, внимания.
2. Закрепление обобщающих понятий: овощи, фрукты; одежда, обувь; дикие и домашние животные, продукты питания; мебель; насекомые; наземный, водный, воздушный транспорт.

Ход игры:

Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?

Виды провокаций:
- по размеру
- по цвету
- по форме
- по стилю
- по количеству
- по материалу
№1. Платье, рубашка, пальто, туфли .

Туфли лишние, так как это обувь, а платье, рубашка и пальто – это одежда.
№2 Репа, кукуруза, груша , перец.


Груша лишняя, так как это фрукт, а репа, кукуруза и перец – овощи.
№3. Огурец, яблоко , горох. картофель.


Яблоко лишнее, так как это фрукт, а огурец, горох, картофель – овощи.
№4. Груша, лимон, тыква , яблоко.


Тыква лишняя, так как это овощ, а груша, лимон, яблоко – фрукты.
№5. Волк, белка, лиса, корова .


Корова лишняя, так как она домашнее животное, а волк, белка, лиса – дикие звери.
№6. Кошка , медведь, заяц, тигр.


Кошка лишняя, так как она домашнее животное, медведь, заяц, тигр – дикие звери.
№7. Кефир, масло, сыр, печенье .


Печенье лишнее, так как это мучной продукт(хлебобулочный), а кефир, масло, сыр – молочные продукты.
№8. Картофель, яблоко , помидор, капуста.


Яблоко лишнее, так как оно фрукт, а картофель, помидор, капуста – овощи.
№9. 3 клубники , 4 вишни, 4 сливы, 4 крыжовника.


3 клубники , так как их 3, а остальных по 4.
№10. Автобус, троллейбус, трамвай, поливочная машина .


Поливочная машина лишняя, так как это специальная техника, а автобус, троллейбус, трамвай – это пассажирский транспорт.
№11. Бабочка, пчела, 2 жука , комар.


2 жука лишние, так как их 2, остальных насекомых: бабочка, пчела, комар по одному.
№12. Лисички, мухоморы , белый гриб, сыроежки.


Мухоморы лишние, так как они не съедобные, ядовитые грибы, остальные грибы можно есть.
№13. Коза, лошадь, лось , овца.


Лось лишний, так как он дикий зверь, а коза, лошадь, овца – домашние животные.
№14. Лось, медведь, свинья , заяц.


Свинья лишняя, так как она домашнее животное, а лось медведь и заяц – дикие звери.
№ 15. Стол, шкаф, диван , стул.


Диван лишний, так как он относится к мягкой мебели, стол, шкаф, стул – к деревянной.
№16. Паровоз, вертолет , автомобиль, автобус.


Вертолет лишний, так как он воздушный транспорт, а паровоз автомобиль и автобус – наземный транспорт.
№17. Корова, лошадь, свинья, еж .


Еж лишний, так как он дикий зверь, а корова, лошадь и свинья – домашние животные.
№18. Самолет , корабль, лодка, парусник.


Самолет лишний, так как он воздушный транспорт, а корабль, лодка парусник – водный.
№19. Морковь , лимон, груша, яблоко.


Морковь лишняя, так как это овощ, а лимон, груша, яблоко – фрукты.
№ 20. Банан , баклажан, картофель, свекла.


Банан , так как это фрукт, баклажан, картофель, свекла – овощи.

Анна Апуник

Дидактическая игра «Четвертый лишний »

Цель : развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Развитие мышления и внимания дошкольников.

Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

Дидактический материал : набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний .

Ход игры:

Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет , который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку . Остальных должен классифицировать как домашних птиц.








Публикации по теме:

В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие «Веселый огород» где дети сами делали и учили взрослых делать дидактическую игру «Четвертый.

Хочу представить дидактическую игру "Четвёртый лишний". Наверное это одна из самых любимых мною дидактических игр. Играя в неё у ребёнка.

Игра в виде презентации предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет). Цель: учить классифицировать предметы. Задачи:.

Идёт тема "Мой дом и то, что в нем. Мебель". А дидактических игр, развивающих словесно-логическое мышление мало по этой теме. Поэтому я.

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую игру я сделала для своих пятилеток. Собственно, ничем я вас, уважаемые коллеги,.

Дидактическая игра по ознакомлению детей с насекомыми для старшего дошкольного возраста «Кто лишний» Видео Уважаемые коллеги, Предоставляю вашему вниманию занимательную дидактическую игру. Цель игры: позволить детям в игровой форме быстрее познакомиться.

ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.