Люди и судьбы - женский журнал

Феноменальная память случай шерешевского. Феноменальная память

Фрагменты книги Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. - М.: Питер, 2011.

Человечество всегда интересовалось памятью, неизменно поражаясь проявлениям ее утраты. Сегодня мы знаем о памяти вполне достаточно, чтобы иметь возможность объяснить те ее аспекты, которые представляют наибольший интерес для широкой читательской аудитории, в том числе - и прежде всего - студенческой. Память рассматривается авторами во взаимосвязи с другими психологическими процессами и высшими психическими функциями, а также с учетом многочисленных факторов, влияющих на ее функционирование: психических процессов, состояний, эмоционально-мотивационной сферы, индивидуальных различий, реальной обстановки и ситуаций.

Едва ли не каждый из нас жалуется на свою память. Несмотря на все совершенство и утонченность системы человеческой памяти, ее ни в коем случае нельзя назвать непогрешимой, и мы вынуждены с этим мириться. Жалоба на плохую память или оправдание собственного промаха ссылкой на «ужасную память» представляется более приемлемым, чем признание своей глупости или бесчувственности. Много ли мы знаем о своей памяти? Разумеется, чтобы понять, насколько она несовершенна, мы должны помнить о ее сбоях. Одной из пациенток Алана Баддли с наиболее ярко выраженными проявлениями амнезии была женщина с синдромом Корсакова - так называется потеря памяти, вызванная хроническим алкоголизмом. Тест состоял в том, что ей предъявляли перечни слов. После каждого перечня она с удивлением комментировала свою способность запоминать слова, восклицая: «Я горжусь своей памятью!» На самом же деле по сравнению с другими она очень плохо справлялась с тестом на свободное воспроизведение. Казалось, она совершенно забыла о том, насколько плоха ее память!

Одна из главных проблем, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь оценить собственную память, заключается в том, что при этом мы фактически сравниваем ее с памятью других людей. Однако, как правило, мы доподлинно не знаем, хороша или плоха их память, и поэтому нам очень легко составить искаженное представление о своей памяти. Доказательство того, что многие из нас плохо запоминают важную информацию, получено при изучении паролей (Brown, Bracken, Zoccoli & Douglas, 2004). При этом 31% американских студентов, входивших в выборку, признались в том, что забывали один пароль или более. Как отмечали авторы, «дилемма формирования личных паролей заключается в том, что мы вынуждены выбирать между безопасностью и удобством: желая одурачить хакера, ты, скорое всего, одурачишь самого себя» (Brown et al., 2004). Браун и др. нашли, что 45% студентов решают эту проблему, используя в паролях собственные имена, а это трудно признать подходящим способом обезопасить себя.

Браун и др. (Brown et al., 2004) дают своим читателям несколько полезных советов относительно того, как следует выбирать пароли. Если важна безопасность, выберите пароль, представляющий собой трансформацию какого-либо запоминающегося стимула, включающую сочетание букв и символов. Записи паролей храните там, куда никто, кроме вас, не имеет доступа (например, в банковском сейфе). Разумеется, в таком случае вам придется запомнить, где именно эти записи находятся. Некоторые рекомендации по этому поводу дают Виноград и Соловей (Winograd & Soloway, 1986). Они выяснили, что студентам труднее запомнить места, где были спрятаны разные вещи, если это какие-то «экзотические» места (например, если драгоценности спрятаны в печке), чем если речь идет о традиционных местах (например, если термометр положен в аптечку).

Методы тренировки памяти

Этот раздел посвящен некоторым из многих методов усовершенствования памяти. Я начну с обсуждения мнемонических приемов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. После этого мы познакомимся с достижениями некоторых мнемонистов и со стратегиями, лежащими в основе их выдающейся памяти. И наконец, рассмотрим некоторые из самых важных методов, разработанных специально для улучшения человеческой памяти.

Мнемонические приемы

Джон Харрис провел опрос среди студентов университета и домохозяек, целью которого было выяснить, какие мнемонические приемы наиболее часто используются людьми, или что можно назвать «помощниками памяти» (John Harris, 1980). Опросник, которым он пользовался (в модифицированной форме), представлен в блоке 16.1.

Сравните свое использование мнемонических приемов с тем, что продемонстрировали участники двух групп Харриса. Приведенные цифры - самые распространенные результаты. В результате Харрис выяснил, что паттерн использования мнемонических приемов двумя группами практически одинаков и имеются лишь незначительные различия. Например, домохозяйки реже, чем студенты, пишут на руках, зато чаще делают записи на календарях.

Харрис обнаружил, что практически все участники его опроса прибегали к помощи того или иного мнемонического приема, но подавляющее большинство пользовалось внешними «помощниками памяти» - ежедневниками, календарями, списками и таймерами. В 1990 году Дуглас Херманн и Сьюзн Петро обратились к группе людей с вопросом о том, какие внешние мнемонические приемы они считают самыми полезными (Herrmann & Petro, 1990). Оказалось, что наиболее часто люди прибегали к таким традиционным «помощникам», как календари, ежедневники и будильники. Исключительно полезными были признаны подающие звуковые сигналы ключи, которые можно «найти», хлопнув в ладоши, а также автоответчики и календари с «напоминаниями».


Харрис, проведя опрос студентов и домохозяек, выяснил, что практически все они в той или иной мере пользуются такими мнемоническими «помощниками», как ежедневники, календари, списки и таймеры (Harris, 1980)

Блок 16.1. Модифицированная версия опросника Харриса (Harris, 1980)

Как часто вы используете «помощников памяти»? Оцените ваше использование каждого из указанных ниже «помощников памяти» баллами от 0 до 6, используя следующую шкалу:

0 = никогда не использую;

1 = менее трех раз в течение последних шести месяцев;

2 = менее трех раз за последние четыре недели;

3 = менее трех раз за последние две недели;

4 = от трех до пяти раз за последние две недели;

5 = от шести до десяти раз за последние две недели;

6 = одиннадцать и более раз за последние две недели.

Разница в два балла и более свидетельствует о большом различии между индивидами. Приведенные баллы относятся к определенной подгруппе опрошенных.

Помощники памяти Вопросы Ваш рейтинг Студенты Домохозяйки
1. Списки покупок 1 . 3,2,1 .
2. «Помощник памяти» - первая буква. Например, первые буквы слов акронима «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» соответствуют первым буквам цветов, образующих радугу 2 . 1 0,1
3. Ежедневники 3 . 1,6 6
4. Рифмы. Рифмованные строчки: In fourteen hundred and ninety-two. / Cohimbus sailed the ocean blue (до­словный перевод; в 1492 году Колумб переплыл синий океан) помогают запомнить дату открытия Америки - 1492 год 4 . 0 0
5. Знакомые места. Чтобы запомнить предметы, нужно представить себе их в знакомых местах, и тогда, чтобы вспомнить их, достаточно «взглянуть» на знакомое место 5 . 0.1 0,1
6. Записи на руке (или на любой другой части тела или на одежде) 6 . 0 0
7. Сочинение рассказов. Сочинение рассказов, в которых объекты, под лежащие запоминанию, расположены в правильном порядке 7 . 2,3 4,3,2
8. Восстановление в памяти последо­вательности событий или действий , чтобы подстегнуть» память. Полезно, когда нужно вспомнить, где вы что-то оставили, потеряли или на какой ста­дии произошло что-то важное 8 . . 1,5,6
9. Будильник (или любые аналогичные приспособления) только для утреннего пробуждения 9 . 0,1 4,0
10. Кухонный таймер только для кухни 10 . 0 0
11. Будильник (или любое другое приспособление, которое может быть использовано для этой же цели, вроде часов, радио, таймеров, телефонов, калькуляторов), использовался не только для утреннего подъема или при приготовлении пищи 11 . 0 0
12. Метод слов-вешалок. Позволяет запомнить любое слово в соответствии с его позицией в списке «Один - пингвин, два - дрова, три - монастыри, четыре - дырка в сыре, пять - кровать и т.д. 12 . 0 0
13. Замена цифр буквами . Например, для запоминания номеров телефонов 13 . 1,2,5,6 2,3
14. Памятки. Например, написание записок и перечней дел для себя 14 . 0 0
15. Ассоциации лицо-имя . Превращение имен людей во что-то значимое и сочетание их с чем-то необычным в их лицах. Например, рыжебородого мистера Холмса можно представить себе с холмом, вырастающим из его бороды 15 . 1 0,1
16. Поиск по алфавиту . Чтобы вспомнить имя вы букву за буквой перебираете алфавит. С какой же буквы начинается ее имя? А... Б... В... Есть! Вера! 16 . 0 6
17. Календари, плакаты, планы на год, индикаторные табло и т.п. 17 . 2 3
18. Просьбы к другим людям о том, чтобы они напомнили вам о чем-либо 18 . 0 3,4,5
19. Оставление предметов в специальных или необычных местах, чтобы они служили напоминанием 19 . 0 0

Последние годы отмечены бурным ростом количества разнообразных коммерческих «помощников памяти», основанных преимущественно на достижениях микроэлектроники. Так, на смену непритязательным записным книжкам и ежедневникам пришли портативные персональные компьютеры.

Вернемся к исследованию Харриса (Harris, 1980) и обратим внимание на интересные результаты: оказалось, что участники его опроса крайне редко прибегали к внутренним мнемоническим приемам. Подобные мнемонические приемы зачастую оказываются очень полезными в таких ситуациях, как экзамены, когда использование внешних «помощников» не допускается. Большинство тренингов памяти сосредоточены именно на них. Речь идет о тренингах, которые проходят под девизом «системы, которые никогда не подводят и помогают запомнить все». Что входит в эти системы? Конечно, эта книга не претендует на то, чтобы стать руководством по тренингам памяти, но представляется целесообразным обсудить хотя бы некоторые наиболее популярные мнемонические системы. Однако, прежде чем приступить к этому, давайте поговорим о людях, отличающихся экстраординарной памятью, которых называют мнемонистами. Это полезная информация о тех стратегиях, которые способны помочь нам значительно улучшить свою память.

Мнемонисты

Возможно, вы слышали о тех фокусах, связанных с памятью, которые демонстрируют индивиды, обладающие уникальным даром. Некоторые из этих фокусов настолько неправдоподобны, что невольно закрадывается мысль о мошенничестве. Разумеется, среди этих людей есть и шарлатаны, но известны и люди, чья уникальная память ни у кого не вызывает сомнения.

Возможно, самым выдающимся из всех мнемонистов был Шерешевский. Он обладал поистине феноменальной памятью, основанной преимущественно на воображении. В течение нескольких лет за этим уникальным человеком наблюдал советский психолог А. Р. Лурия, написавший замечательную «Маленькую книгу о большой памяти» (Luria, 1968). Шерешевский был репортером одной из газет. Каждое утро редактор отдела раздавал своим сотрудникам поручения, перечислял места, которые необходимо посетить, и говорил, что именно сотрудники должны были узнать в каждом месте. Среди сотрудников, получавших поручения, был и Шерешевский. Список адресов и поручений был достаточно длинным, и редактор с удивлением отметил, что Шерешевский не записал ни единого поручения на бумаге. Редактор был готов сделать выговор невнимательному подчиненному, но тот по его просьбе в точности повторил все поручения и адреса. Редактор попытался ближе разобраться с этим и стал задавать Шерешевскому вопросы о его памяти, но тот лишь недоумевал: разве является необычным то, что он все запомнил? Поняв, что перед ним необычный человек, редактор направил его к Лурия, который устроил ему серию чрезвычайно трудных тестов. Казалось, возможности памяти Шерешевского не имеют границ: он запоминал перечни, состоявшие более чем из 100 цифр, длинные ряды лишенных смысла слогов, стихи на незнакомом языке, замысловатые фигуры, сложные научные формулы. Лурия писал, что «он прекрасно воспроизводил все, что запомнил, даже в обратном порядке и даже годы спустя!» (Luria,1968).

В чем заключался секрет феноменальной памяти Шерешевского? Он обладал уникальным воображением. Он не только легко и быстро создавал множество визуальных образов, но и обладал поразительной способностью к синестезии .

Незначительное проявление синестезии - явление распространенное. Например, большинству людей лишь в очень малой степени присуща способность ассоциировать высокие звуки с яркими красками, а низкие - с более приглушенными оттенками. В случае же Шерешевского перекрывание было огромным. Услышав тон в 2000 Гц, Шерешевский сказал: «Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет. Полоса цвета - шершавая, неприятная и имеет отвратительный вкус пряного рассола. Об нее можно поранить руку». Цифры напоминали Шерешевскому людей: «Единица - гордого, хорошо сложенного мужчину, а двойка - отважную женщину».

Шерешевский стал профессиональным мнемонистом и демонстрировал свои уникальные способности на сцене. Однако его ярко выраженная синестезия давала ему не только огромные преимущества, но и создавала проблемы. Например, если в то время, как зачитывался материал, который ему предстояло запомнить, в зале раздавался кашель, он запечатлевался в его памяти как облако пара, которое могло помешать последующему воспроизведению. Иногда Шерешевский настолько страдал от своего богатого воображения, что ему бывало трудно понять даже простой прозаический отрывок: «Каждое слово вызывает образы; они сталкиваются друг с другом, и в результате возникает хаос. Я ничего не могу понять в этом. А еще есть ваш голос… Еще одно пятно... потом - полная путаница».

Возможно, вы завидуете Шерешевскому и его удивительной памяти. Однако тот факт, что ему было трудно забыть что-либо, означает, что в его памяти хранилась разная, совершенно ненужная ему информация. В конце концов он нашел очень простой выход из положения: он представил себе, что эта информация написана на черной грифельной доске, и просто стер ее. Трудно поверить, но это сработало!

Одаренные от природы или стратеги?

Почему у некоторых людей память значительно лучше, чем у большинства из нас, и кто они, эти люди? Это дар природы или нужно потратить много времени на усвоение эффективных мнемонических приемов? Уилдинг и Валентайн выяснили, что некоторые мнемонисты получили свой дар при рождении, тогда как другие в первую очередь полагаются на разные стратегии запоминания (Wilding & Valentine, 1994). Воспользовавшись тем, что чемпионат мира по запоминанию проходил в Лондоне (в то время они оба работали в колледже Лондонского университета), они оценили память конкурсантов и некоторых зрителей, продемонстрировавших незаурядную память.

Ключевой термин:

Синестезия - явление восприятия, проявляющееся в том, что при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Уилдинг и Валентайн разделили своих «подопечных» на две группы: 1) стратеги , которые, по их собственному признанию, часто использовали разные стратегии запоминания, и 2) «натуралы », чьи способности находились примерно на одном уровне и которые уверяли, что с детства обладают выдающейся памятью. Использовались задания двух типов:

1. Стратегические задания (например, по лицам нужно было вспомнить имена). Выполнение этого задания зависит от использования стратегий памяти. На первый взгляд это задание покажется нестратегическим, но ниже мы рассмотрим разумные стратегии, повышающие способность людей ассоциировать имена с лицами.

2. Нестратегические задания (например, распознавание снежинок).


Рис. 16.1. Результаты выполнения стратегических и нестратегических
заданий «стратегами» и «натуралами» (Wilding & Valentine, 1994)

В результате было выявлено важное различие между стратегами и «натуралами» (рис. 16.1).

Стратеги гораздо лучше справились со стратегическими заданиями, тогда как «натуралы» хорошо справились с заданиями обоих типов. Результаты представлены в процентилях, что позволяет сравнить обе группы с контрольной выборкой (т. е. с пятидесятой процентилью). Бесспорно, самые впечатляющие результаты, превосходящие показатели 90% населения, были получены стратегами при выполнении стратегических заданий. Это должно обрадовать всех нас и вселить надежду на то, что с помощью тренинга можно развить прекрасную память. Для изучения обладателей блестящей памяти, большинство из которых показали выдающиеся результаты на чемпионате мира по запоминанию, были использованы методы визуализации мозга (Maguire, Valentine, Wilding & Kapur, 2003). Обладатели неординарной памяти и участники контрольной группы запоминали ряды из трех цифр, лица и снежинки, причем первые наиболее заметно превзошли вторых при запоминании цифр и менее всего - при запоминании снежинок. Ключевой результат, полученный Магуайром и др., заключался в том, что во время запоминания у мнемонистов значительно больше активировались зоны мозга, участвующие в пространственной памяти и в навигации. Возможно, этот результат согласуется с тем, что 90% самых выдающихся мнемонистов сообщали о том, что использовали метод мест (подробнее о нем будет сказано ниже) при выполнении некоторых или всех заданий. Этот метод предполагает визуализацию подлежащей запоминанию информации в различных точках на известной дороге, а потому активно использует пространственную память. Эрикссон (Ericsson, 2003) считает, что феноменальная память (именно феноменальная, а не просто очень хорошая) скорее результат труда, нежели дар природы. Иными словами, секрет выдающихся мнемонистов заключается в том, что они потратили массу времени на разработку эффективных стратегий. Исключением является Раджан Махадеван, обладающий уникальной способностью запоминать числа. В течение нескольких лет он удерживал мировой рекорд по запоминанию знаков числа pi после запятой: в течение четырех часов он назвал 31811 цифр! Когда его протестировали в лаборатории, оказалось, что объем его цифровой памяти при визуальной презентации составляет 59 цифр и при аудиальной - 63 (Thompson, Cowan, Freiman, Mahadevan, Vogl & Freiman, 1991). Авторы отмечают (Thompson et al., 1991), что природа наградила Раджана уникальной памятью. Когда большинство людей (в том числе и мнемонисты) запоминают наборы цифр, они обычно делят их на группы по три или четыре цифры в каждой. В этом есть определенный смысл, потому что подобный подход соответствует возможностям внимания. Однако Томпсон, Кован и Фрайман (Thompson, Cowan & Frieman, 1993) пишут, что Раджан делил ряды цифр на группы по 10–15 цифр, и делал он это потому, что объем его базовой памяти значительно превышал объем базовой памяти других людей. Авторы признают, что Раджан разработал разные стратегии, которые позволили ему запомнить более 30 000 знаков числа pi после запятой, но утверждают, что его уникальные способности - результат экстраординарного объема базовой памяти.

Эрикссон, Деланэ, Уивер и Махадеван, проведя несколько экспериментов с Раджаном, получили результаты, опровергающие эту трактовку (Ericsson, Delaney, Weaver & Mahadevan, 2004). Так, они оценивали объем его памяти на символы, используя десять символов, включая?, @, * и #. Изначально объем его памяти составлял шесть символов, т. е. был таким же, как у студентов колледжа. С помощью тренировок он добился увеличения объема до тридцати символов. Однако он достиг этого, заменяя символы разными цифрами, а затем, используя свои обычные стратегии, запоминал полученный ряд цифр. Кроме того, результаты выполнения Раджаном некоторых других заданий, в том числе запоминания позиции и ориентации изображений разных объектов (Biederman, Cooper, Fox & Mahadevan, 1992) и запоминания перечней слов и прозаических отрывков (Thompson et al., 1993), были всего лишь средними. Эти результаты, и прежде всего результаты Эрикссона и др. (Ericsson et al., 2004), заставляют усомниться в том, что у Раджана от рождения уникальный объем памяти.

Если у Раджана всего лишь средний объем базовой памяти, откуда у него цифровая память, объем которой примерно в девять раз превышает объем цифровой памяти большинства людей? Изучая объем цифровой памяти, Эрикссон и др. получили релевантное доказательство (Ericsson et al., 2004). Оказалось, что для группирования цифр Раджан использовал разные мнемонические ассоциации и паттерны. Например, он запоминал «007» по ассоциации с Джеймсом Бондом, а «2025» - как «45х45».

Некоторые стратеги потратили сотни, если не тысячи, часов на развитие своей памяти. Доминик О’Брайен, ставший в начале 1990-х годов чемпионом мира по запоминанию, готовился к этому в течение шести лет и впоследствии завоевывал этот титул восемь раз. Одно из самых выдающихся его выступлений состоялось в мае 2002 года в ресторане Симпсона в центре Лондона. Он провел 12 часов, запоминая 54 колоды игральных карт (2808 карт), перетасованных вместе и предъявленных ему по одной. Попытавшись вспомнить все карты по порядку, он правильно вспомнил 2800 карт, и его ошибка составила всего 0,3%.

В чем заключалась мотивация Доминика О’Брайена? Вот, что пишет он сам:

Теперь, если на приеме меня знакомят с сотней людей, я прекрасно запоминаю имена всех. Представьте себе, что это значит для вашей социальной уверенности. Моя память помогла мне жить более упорядоченной жизнью. Мне больше не нужны ежедневники: я прекрасно помню обо всех назначенных встречах. Я могу произносить речи и вести беседы без всяких шпаргалок. Я могу поглощать и запоминать огромные объемы информации, что особенно полезно, если вы готовитесь к экзамену или изучаете иностранный язык. Благодаря своей памяти я заработал немало денег в казино, играя в блэкджек (O’Brien, 1993).

Феноменальная память Доминика О’Брайена по крайней мере отчасти были следствием его исключительного умения кодировать и фиксировать информацию.

Один из наиболее выдающихся примеров безграничных возможностей памяти был продемонстрирован Акирой Харагучи, шестидесятилетним японским психотерапевтом, который прославился в 1995 году, когда вспомнил 83 431 знак числа pi после запятой, практически в два раза превзойдя прежний рекорд. Четвертого октября 2006 года он побил свой собственный рекорд, вспомнив 100 000 знаков! Это происходило в Японии, в зале Кисаразу, в течение шестнадцати с половиной часов! Сам Акира Харагучи говорил о своем достижении с необыкновенной скромностью: «Сто тысяч - это всего лишь продолжение прежнего рекорда. Никакой я не гений. Я всего лишь заурядный старик». Оказалось, что суть его стратегии запоминания состояла в том, что он для придания цифрам большего смысла рифмовал их с японскими словами.

Мнемонические приемы

Во всех книгах, адресованных людям, желающим усовершенствовать свою память, содержится много примеров эффективных мнемонических приемов (cм., например, McPherson, 2004). Действительно, известно великое множество таких приемов. Мы остановимся на некоторых наиболее важных мнемонических приемах и оценим их достоинства и недостатки. Мнемонические приемы, о которых пойдет речь, разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах. Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов.

Читая о разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о них. Но если вам не терпится узнать ответ, можете прочитать раздел «Почему мнемонические приемы работают?» прямо сейчас.

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях. Метод мест

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э. Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх, праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис, который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в результате чего многие гости погибли или получили травмы. Многих людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших, чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах - разные предметы. Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест , приобрел большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно легкий, а главное - эффективный (блок 16.2).

Один из нас (Алан Баддли) часто использовал метод мест в работе со студентами и всегда получал очень хорошие результаты. Хотя метод мест легче использовать с названиями конкретных предметов, он эффективен и для запоминания таких абстрактных понятий, как правда , надежда и патриотизм . Использованию зрительных представлений может помешать одновременное выполнение задания на пространственную память, так что не пытайтесь использовать этот метод, спускаясь с горы на лыжах или управляя автомобилем!

Метод мест чрезвычайно эффективен. Бауэр сравнил запоминание перечней из двадцати существительных с использованием этого метода и без него (Bower, 1973). Участники эксперимента, которые пользовались методом мест, запомнили 72% слов, а те, которые не пользовались им, - только 28%. Аналогичные результаты были получены и другими авторами (Kondo, Suzuki, Mugikura, Abe, Takahashi, Iijima & Fujii, 2004). Кроме того, для оценки влияния метода мест на активацию мозга эти авторы использовали методы визуализации последнего. Оказалось, что при использовании метода мест некоторые зоны мозга (правая лобная нижняя извилина, лобная средняя извилина) активируются больше, чем при использовании традиционных приемов. Эти данные свидетельствуют о том, что при использовании метода мест процесс кодирования информации отличается большей скрупулезностью и разнообразием.

Метод мест: как он работает

Во-первых, представьте себе десять мест в своем доме, выбирая их так, чтобы последовательность продвижения от одного к другому была вполне очевидной. Например, входная дверь - коридор - кухня - спальня и т. д. Позаботьтесь о том, чтобы вы могли мысленно продвигаться от одного из этих десяти мест к другому последовательно и без помех. А теперь подумайте о десяти предметах и представьте себе их в этих местах. Если первый предмет - курительная трубка, представьте, что она торчит из почтового ящика, который висит на входной двери, и клубы дыма вырываются из нее на улицу. Если второй предмет - капуста, представьте себе, что в вашем коридоре лежит кочан гигантских размеров и т. д. Когда вам понадобится вспомнить перечень предметов, вам останется только совершить мысленное путешествие по своему дому.

А теперь попробуйте создать столь же выразительные образы, связанные с десятью выбранными вами местами, воспользовавшись следующими словами: рубашка, орел, скрепка, роза, фотоаппарат, гриб, крокодил, салфетка, сосиска, мэр.


Рис. 16.2. а - зависимость результатов тестирования памяти после короткого перерыва от типа презентации материала (устно или письменно) и стратегии запоминания (повторение и метод мест); b - зависимость результатов тестирования памяти через одну неделю от типа презентации и стратегии запоминания (De Beni et al., 1997)

Одни и те же выбранные места можно использовать многократно до тех пор, пока вы помните только те предметы, которые «клали» туда самыми последними. Разумеется, те предметы, которые вы «клали» туда раньше, пострадают от эффектов интерференции, если, конечно, вы сознательно не будете связывать их в какую-то цепочку. Постарайтесь вспомнить десять слов, представленных выше. Нет, не смотрите! Положитесь на образы, которые вы создали в разных местах вокруг себя.

Можно создать систему, включающую более десяти мест. Именно так обстояли дела с классическими мнемоническими системами и со сложными и несколько мистическими системами, созданными в Средние века. Росс и Лоуренс нашли, что люди, использующие метод мест, после одной тренировки могут вспомнить более 95% перечня, включающего 40–50 объектов (Ross & Lawrence, 1968).

Несмотря на свою эффективность, метод мест не лишен и недостатков. Например, бывает трудно вспомнить какой-то конкретный объект без того, чтобы не пройти по всему списку до тех пор, пока не дойдешь до него. Кроме того, часто можно услышать, что метод мест бесполезен, если люди в реальной жизни пытаются запомнить какой-то материал. Группа авторов попыталась ответить на эту критику (De Beni, Moи & Cornoldi, 1997). Они предъявляли студентам устно или в письменной форме текст, содержащий 2000 слов; студенты должны были запомнить как можно больше, используя метод мест или повторяя части текста. Запоминание тестировалось вскоре после предъявления текста и через неделю. Результаты обоих тестов свидетельствовали о том, что метод мест позволил лучше запомнить текст (рис. 16.2). Следовательно, метод мест чрезвычайно эффективен и тогда, когда материал предъявляется в виде лекции. Когда же материал предъявлялся в письменном виде, метод запоминания не оказывал никакого влияния. Полагают, что метод мест потому неэффективен при письменной презентации, что ее визуальная природа препятствует использованию зрительных представлений внутри самого метода мест.

Удалось ли исследователям доказать, что метод мест эффективен и в реальной жизни? Не совсем. Да, ситуация, которую они использовали, была больше похожа на реальную жизнь, чем ситуации, использованные их предшественниками. Тем не менее далеко не каждому из нас часто приходится запоминать тексты, содержащие 2000 слов!

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях. Метод слов-вешалок

Метод слов-вешалок похож на метод мест тем, что основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из десяти объектов. Прежде всего нужно запомнить десять слов-вешалок. Для этого слова-вешалки рифмуются с числами от 1 до 10, что достаточно просто. Попробуйте сами: один - пингвин, два - дрова, три - монастыри, четыре - дырка в сыре и т. д. Сделав это, вы готовы запомнить десять не связанных между собой слов (предположим, вам нужно запомнить перечень, состоящий из следующих слов: линкор , свинья , стул , овца , з амок, ковер , трава , пляж , доярка , бинокль ). Возьмите слово «пингвин» - первое слово-вешалку, рифмующееся с «один», - и представьте себе пингвина, взаимодействующего каким-то образом с линкором (например, можно представить, что линкор проходит вдоль берега, на котором обитают пингвины). Затем возьмите второе слово-вешалку - «дрова», рифмующееся со словом «два», - и представьте себе дрова, взаимодействующие со свиньей (возможно, это будут дрова, на которых лежит свинья). Сделайте то же самое с остальными словами, создавая для каждого подходящий визуальный образ. Мы абсолютно уверены в том, что, закончив эту работу, вы сможете воспроизвести весь перечень в правильном порядке, не потратив на его запоминание много времени.

Все три автора этой книги, воспользовавшись методом слов-вешалок, с удовлетворением констатируют, что он срабатывает! О том, что он чрезвычайно эффективен, свидетельствуют также экспериментальные данные. Например, Моррис и Рэйд нашли, что с помощью метода слов-вешалок удалось запомнить в два раза больше слов, чем без него (Morris & Reid, 1970). Однако метод слов-вешалок имеет и недостатки. Во-первых, чтобы эффективно использовать его, нужно много тренироваться. Во-вторых, его легче использовать, когда требуется запомнить конкретные понятия, чем когда речь идет об абстрактных понятиях. Например, не так-то легко создать визуальные образы с такими абстрактными понятиями, как «мораль» или «неискренность». В-третьих, нет полной ясности в том, полезен ли он в повседневной жизни.

Между методом мест и методом слов-вешалок много общего. Основное различие заключается в том, что в методе слов-вешалок используются не места, а цифры, а связи между цифрами и образами создаются с помощью рифм: один - пингвин, два - дрова, три - монастыри, четыре - дырка в сыре и т. д. Метод, который был разработан в XVII веке в Кембриджском университете Генри Хердсоном и представляет собой нечто среднее между методом мест и методом слов-вешалок, основан на серии визуальных образов, по форме напоминающих различные цифры. Так, единица может быть представлена в виде свечи или башни, двойка - в виде лебедя, тройка - в виде трезубца и т. д. В результате первый объект в списке нужно представить себе взаимодействующим каким-то образом со свечой (или с башней), второй - с лебедем, третий - с трезубцем и т. д. Усложненная версия этой системы в сочетании с методом мест была использована в XVIII веке мнемонистом Грегором фон Фенейглом.

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях. Запоминание фамилий

Запоминание имен - проблема для многих людей. Когда нас с кем-то знакомят, мы смотрим на этого человека и говорим приличествующие случаю слова, при этом его имя «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Должно быть, вам знакомо чувство неловкости, возникающее всякий раз, когда вы понимаете, что совершенно забыли, как зовут того или иного человека.

Можно попытаться запоминать фамилии, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных представлениях. Начинать нужно с поиска мысленно воспроизводимой замены имени (например, Твердохлебов становится «твердым хлебом»). Затем выбирается какая-то заметная особенность лица человека. Например, нос становится ножом, занесенным над буханкой. Непродолжительный тренинг приводит к тому, что в лабораторных условиях этот метод улучшает запоминание фамилий едва ли не на 80% (Morris, Jones & Hampson, 1978).

Мнемонический метод запоминания фамилий хорошо показал себя в тиши лаборатории. Однако это вовсе не значит, что он эффективен также и в реальной социальной жизни, когда вовлеченному в беседу человеку бывает трудно найти время, чтобы воспользоваться им. Моррис и др. пригласили первокурсников университета на вечеринку, предупредив каждого о том, что ему (ей) предстоит запомнить фамилии других приглашенных студентов (Morris, Fritz, Jackson & Roberts, 2005). Первая группа студентов должна была воспользоваться мнемоническим приемом. Вторая группа должна была пытаться вспомнить фамилии через увеличивающиеся промежутки времени после того, как они их впервые услышали. Была еще и контрольная группа, которая должна была просто запомнить фамилии приглашенных. По прошествии 24 часов и затем по прошествии 72 часов студенты получили следующее задание: подписать фамилии под фотографиями всех, кто был на ней.

Результаты, полученные Моррисом и др., не оставили никаких сомнений (Morris et al., 2005). Студенты, входившие во вторую группу, вспомнили на 50% больше фамилий, чем студенты, входившие в контрольную группу (24 и 16 фамилий соответственно). Мнемонический прием оказался еще менее эффективным, чем отсутствие какой-либо стратегии запоминания: студенты из первой группы вспомнили всего 12 фамилий. Следовательно, усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить фамилии людей, с которыми вы только что познакомились на вечеринке или в какой-то иной социальной ситуации, приносят значительные дивиденды «в переводе на язык» долговременной памяти.

Вербальные мнемонические приемы

Хотя мнемонические приемы, которые использовались в античные времена, основывались преимущественно на зрительных представлениях, впоследствии все изменилось. Так, пуритане отдавали явное предпочтение вербальным системам, причем делали это по весьма забавной причине: они считали зрительные образы греховными и порождающими «развратные плотские чувства»!


Моррис и др. показали, что в социальной ситуации мнемонический прием, основанный на формировании зрительных представлений, менее эффективен для запоминания фамилий, чем отсутствие какой бы то ни было стратегии запоминания (Morris et al., 2005). © Falko Updarp/zefa/Corbis

В Викторианскую эпоху студентам приходилось запоминать огромное количество фактов, включая даты вступления на престол королей и королев. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тогда появилось немало вербальных мнемонических приемов, предназначенных для облегчения их участи. Так, директор йоркширской школы преподобный Брэйшоу в 1849 году опубликовал книгу под названием «Применение в географии, астрономии и хронологии метрических мнемонических приемов», в которой содержались рифмованные строчки о численных фактах по физике, астрономии, истории и географии количеством более двух тысяч. Излюбленный прием автора заключался в замене согласных определенными цифрами и последующем использовании согласных для создания слов. Код Брэйшоу выглядел следующим образом:

Чтобы с помощью этого кода превратить последовательность цифр в слово, нужно выбрать для каждой цифры приемлемую согласную и там, где это необходимо, вставить гласные. Например, 1914 (год начала Первой мировой войны) можно представить с помощью согласных CTBS, из которых составляются слова CAT (кошка) и BASE (основа). На самом деле, поскольку все даты, использованные Брэйшоу, относились к периоду после 1000 года н. э., он игнорировал первую тысячу. Ниже приводятся примеры его рифмованных строк, которые содержат даты, относящиеся к английским королям:

By MeN, near Hastings, William gains the crown (Герцог Вильгельм завоевал корону в битве при Гастингсе в...)……………………1066

A RaP in Forest New brings Rufus down (Вильгельм II Руфус вступил на английский престол в...)……………………………..1087

Gaul’s CoaSt first Henry hates, whose son is drowned (Король Генрих, сын которого утонул, вступил на престол в…)…………..1100

Принципиальная информация о дате всегда содержится во втором или во втором и в третьем словах строки, которая завершается упоминанием имени монарха и какой-то его особенности. К счастью, в наши дни запоминание дат больше не играет важной роли в изучении истории, однако этот прием может оказаться полезным, если вам нужно запомнить много телефонных номеров, пин-кодов и почтовых индексов.

Есть немало других ситуаций, в которых вербальные мнемонические приемы весьма полезны и широко используются. Представьте, что вы хотите запомнить порядок цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Взяв первые буквы цветов (КОЖЗГСФ), вы составляете фразу: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Будущие медики, изучающие анатомию, часто вынуждены запоминать ничуть не меньше информации, чем ученики Брэйшоу, и мнемонические приемы помогают им в этом.

Названия черепных нервов заучиваются на уроках анатомии с помощью следующего стишка:

On Old Olympia’s Towering Top A Finn and German Vault And Hop. (На макушке старой башни Олимпии финн и немец прыгают и скачут.)

Названия нервов по первым буквам стишка: обонятельный (olfactory ), зрительный (optic ), блоковидный (trochlear ), тройничный (trigeminal ), отводной (abducens ), лицевой (facial ), слуховой (auditory ), языкоглоточный (glossopharyngeal ), блуждающий (vagus ), придаточный (accessory ), подъязычный (hypoglossal ). Считается, что будущие врачи знают конкретные названия нервов, но не всегда могут воспроизвести их в надлежащем порядке.

Один из самых эффективных вербальных мнемонических приемов - метод, основанный на составлении рассказов. Он используется для запоминания в правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок (линкор , свинья , стул, овца , з амок , ковер , трава , пляж , доярка , бинокль ): на кампусе линкора свинья сидела на стуле , там же была и овца , которая прежде жила в замке ; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа ; сидя там, они увидели доярку , которая наблюдала за ними в бинокль .

Бауэр и Кларк показали, что метод рассказа может быть чрезвычайно эффективным (Bower & Clark, 1969). Участники их эксперимента должны были запомнить двенадцать перечней из десяти слов каждый и, получив подсказку в виде первого слова, воспроизвести их в правильном порядке. Те испытуемые, которые сочинили рассказы, запомнили 93% слов, а те, которые этого не сделали, - только 13%. Недостатком этого метода является то, что он требует весьма основательной тренировки: чтобы сочинить приведенный выше рассказ, мне понадобилось несколько минут! Другой недостаток этого метода заключается в том, что для того, чтобы найти нужное слово (например, седьмое), приходится вспоминать весь рассказ.

© Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. - М.: Питер, 2011.
© Публикуется с разрешения издательства

Его называли человеком, который помнил всё. Благодаря своему невероятному дару он прославился и сделал карьеру эстрадного мнемониста. То, как запоминал Шерешевский, очень похоже на современные приёмы мнемотехники.

Вот только ему не нужно было ничего тренировать, мозг сам формировал связи между образами - естественно и непринужденно. Единственная проблема, которая волновала Соломона Вениаминовича, как научиться забывать.

Соломон Шерешевский родился в конце XIX века в России. В детстве отличался хорошим слухом и хотел стать скрипачом, однако болезнь уха поставила крест на карьере музыканта. Тогда Соломон перепробовал несколько профессий и устроился работать репортером в газету. Там и заметили его талант. На одной из планерок редактор разозлился, что парень не записывает перечень из адресов и поручений. Когда Соломон заявил, что и так все прекрасно помнит, начальник не поверил и принялся проверять. Убедившись, отправил подчиненного к психологу.

С врачом Шерешевскому повезло. Или врачу повезло с пациентом. Так или иначе, их совместная работа принесла пользу обоим. Обследовал Соломона молодой психолог Александр Лурия - будущий профессор, академик и основатель советской школы нейропсихологии. По итогам своих 30-ти летних наблюдений за Шерешевским Лурия создал «Маленькую книжку о большой памяти», в которой подробно описал, как мыслил и запоминал мнемонист.

Урок №1: мыслить ассоциациями

Феноменальная способность Шерешевского к запоминаю основана на врожденной синестезии. Для него слова и цифры не были просто словами и цифрами. Они могли рождать визуальные, вкусовые или осязательные ассоциации . Шерешевский говорил:

1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое... 5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 - это первая за "5", беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь.

Доходило до того, что Соломон выбирал еду по звуку. Жаловался, что не может есть майонез, поскольку «з» портит вкус.

Урок № 2: метод мест

То, что мы сегодня называем методом Цицерона, методом римской комнаты или методом мест, Шерешевский интуитивно использовал еще до начала своей карьеры мнемониста. Суть его в том, чтобы образы, которые нужно запомнить, располагались в воображении в хорошо знакомом месте. Обычно Соломон развешивал свои ассоциации на какой-нибудь дороге. Это могла быть улица его родного города или одна из московских улиц, например, улица Горького. Правда, иногда, мысленно гуляя по ней, он неожиданно возвращался к дому своего детства в Тверской области.

Урок №3: ассоциации должны быть крупными

Шерешевский не всегда припоминал безошибочно. Пробелы в воспроизведении случались. И нередко. Когда Соломон понял, в чем причина, объяснял доктору:

Я поставил "карандаш" около ограды… и вот карандаш слился с этой оградой, и я прошел мимо него... То же было и со словом "яйцо". Оно было поставлено на фоне белой стены и слилось с ней. Как я мог разглядеть белое яйцо на фоне белой стены! "Маленькая книжка о большой памяти"

Естественным выходом из ситуации стало увеличивать объекты-ассоциации и ставить их в воображении на хорошо освещенное место.

Урок №4: сокращение и символизация образов

Мозг Шерешевского выстраивал очень сложные ассоциации. Чтение стихов доставляло муку: слишком много образов громоздилось в сознании, они толпились и мешали друг другу. Такие сложные ассоциации нужно было как-то упростить. Эта проблема встала особенно остро, когда Соломон стал работать эстрадным мнемонистом, показывая «фокусы памяти». Теперь, если ему говорили «всадник», он рисовал в голове лишь ногу со шпорой, а не подробности крестового похода.

Урок №5: научиться забывать

Поначалу необходимость забывать Шеришевского нимало не волновала. Он мог запомнить все. Места в голове хватало и на воспоминания младенчества (он описывал, как воспринимал мать, находясь в колыбельке) и на задания главного редактора. Но когда Соломон стал развлекать публику своим талантом, возникла проблема. Он частенько выступал в одних и тех же залах, писал на одной и той же доске. Иногда по несколько раз на день. В его голове хранилось множество таблиц с цифрами, которые нужно было дополнить по памяти. И дополняя очередную во время выступления, он просто боялся их перепутать. Но Шерешевский нашел ключик к решению и этой проблемы.

"Однажды, - это было 23 апреля - я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу - я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, - и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать". "Маленькая книжка о большой памяти"

Конечно, случай Шерешевского исключительный. Но если мы можем применить те же приемы мнемотехники , возможно, и нам достаточно осознать потенциал своего мозга. Научитесь его использовать с помощью нашего

Некогда лабораторию одного известного советского психолога (А.Р. Лурии) посетил застенчивый юноша, который утверждал, что не понимает, с какой целью пришел. Но знает, что его руководитель направил по этому адресу, поскольку, по его словам, память подчиненного ослабла. Как описывает психолог, он предложил молодому человеку пройти несколько тестов на запоминание последовательностей слов, букв и цифр. По результатам испытаний оказалось, что лимиты памяти не достижимы, по крайней мере, исходя из итогов проведенного эксперимента. Все, что психолог ни предлагал, молодой человек с легкостью запоминал.

Уникальные свойства памяти Шерешевского

За период XX века наука об уникальных человека извлекла для себя вдохновение для дальнейшего развития, поскольку многие исследователи головного мозга и процессов запоминания пытались познать все секреты памяти человека.

С.В. Шерешевский, являющийся обладателем феноменальной памяти, мог запоминать в экспериментах, проведенных с известным советским психологом, не только довольно большие объемы информации, причем самой разнообразной и достаточно бессмысленной, но также выдуманные формулы, не имеющие никакой силы. Но, кроме того, что его память была неисчерпаема по накоплению, она была ко всему прочему удивительна по сохранению.

Поскольку психологу был представлен уникальный случай, А.Р. Лурия работал с Соломоном Шерешевским на протяжении десятилетий и имел возможность по протоколу своих собственных записей проверить, что помнит «испытуемый» о событиях пятнадцати — шестнадцатилетней давности. Казалось поразительным, что обладатель незаурядной памяти прекрасно помнил те тексты, таблицы, последовательности букв и цифр в комбинациях, которые ему предъявлялись десятилетиями тому назад.

Феноменальная эпизодическая память

Когда мы говорим о запоминании, то подразумеваем эпизодическую память (как разновидность), которая не наполнена каким-либо смыслом, а несет воспоминания о днях прожитой жизни. Шерешевский помнил себя в раннем младенческом возрасте, во время которого дети еще не владеют концепцией, выраженной в языке. Исходя из вышесказанного, следует, что запоминание неразрывно связано с развитием головного мозга, начиная со стадии эмбрионального развития.

Шерешевский являлся уникальным синестетиком. Синестезия — способность воспринимать одну модальность органов чувств, ассоциированную с другой. Представленное свойство головного мозга часто встречается приблизительно у одного из тысячи людей.

Синестезия связана с развитием мозга и тех его областей, которые в обычных ситуациях друг с другом не взаимосвязаны.

Зрительная и слуховая области головного мозга у синестетиков продолжают между собой сохранять тот контакт, который закладывался на период эмбрионального развития.

Соломон Шерешевский не был способен забыть какие-либо сведения. Многие считают, что это свойство является столь редкостным, и каждый хотел бы им обладать, но существует другая «сторона медали», не столь положительная. Наш герой страдал всю свою жизнь по причине скопления огромного количества ненужной для него информации. И ему приходилось предпринимать отчаянные попытки, чтобы избавиться от нее. Он выступал с номерами, связанными с запоминаниями определенных данных, поэтому в голове хранились тысячи комбинаций, номеров, таблиц, схем и т.д., которые он должен был использовать во время своих исполнений.

Шерешевский пытался стереть эти данные до того момента, пока он во время непрерывных усилий заявил о своем нежелании больше этого помнить. Подобного рода состояние спровоцировало мужчину к тому, что те сведения, которые он так старательно пытался забыть, исчезли сами из памяти. После чего мужчина начал тренироваться и возвращаться к этому состоянию, постепенно «обучаясь» забывать, что во многом облегчило ему жизнь (см. ).

Итоги истории Ш.

К сожалению, Соломон не достиг никаких титулов и почета, имея такую уникальную . Лурия пишет, что его логическое мышление пострадало.

Великого режиссера XX века Питер Брук заинтересовала история Шерешевского и Лурии. Но прежде всего не уникальная способность к заоминанию, а масштабная трагедия, которой была наполнена жизнь Шерешевского, поскольку это удивительное «чудо», по мнению режиссера, разрушило жизнь. Поэтому, дар памяти может быть и проклятьем, если лишает человека .

Несколько лет назад в США начались исследования определенного количества людей, обладающих незаурядной памятью. Джил Прайс (одна из испытуемых) написала письмо выдающемуся американскому исследователю запоминания: «Многие думают, что память - это дар. Память – это проклятье, помнить всю жизнь все события, которые вызывали боль и страдания - это огромное мучение».

Эта фантастическая история вдохновила ученых во всём мире попытаться создать современные препараты для улучшения памяти. На сегодняшний день лучшим созданным и клинически испытанным средством являются специальные биологически активных добавки по типу Optimentis, способные заметно улучшить память, внимание и активировать все ресурсы головного мозга. На этом всё, любите науку, читайте ВикиНауку!

Начало этой истории относится к двадцатым годам 20 века.

Человек - будем называть его Ш. - был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию.

Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, затем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал информацию или прочитывал ее, а затем в точном порядке повторял предложенный материал…

Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство переходящее в растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет четких границ…

Проверка «считывания» ряда, проведенная через несколько месяцев, показала, что Ш. воспроизводит «запечатленную» таблицу с той же полнотой и приблизительно в те же сроки, которые ему были нужны при первичном воспроизведении. Различие заключалось лишь в том, что ему требовалось больше времени для того, чтобы «оживить» всю ситуацию, в которой проводился опыт, - «увидеть» комнату, в которой мы сидели, «услышать» мой голос, «воспроизвести» себя, смотрящего на доску. На самый процесс «считывания» добавочного времени почти не уходило…

Его память

В течение всего нашего исследования запоминание Ш. носило непосредственный характер, и его механизмы сводились к тому, что он либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов или цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы. Наиболее простую схему имело запоминание таблицы цифр, написанных мелом на доске…

«Запечатленные» цифры Ш. продолжал видеть на той же черной доске, как они были показаны, или же на листе белой бумаги; цифры сохраняли ту же конфигурацию, и если одна из цифр была написана нечетко, Ш. мог неверно «считать» ее, например, принять 3 за 8 или 4 за 9.

Однако обращают на себя внимание некоторые особенности, показывающие, что процесс запоминания носит вовсе не такой простой характер.

Синестезии

Ш. относился к той замечательной группе людей, в которую, между прочим, входил и композитор Скрябин. У него в особенно яркой форме сохранилась комплексная «синестезическая» чувствительность: каждый звук непосредственно рождал переживания света и цвета, вкуса и прикосновения. «Какой у Вас желтый и рассыпчатый голос», сказал он как-то раз беседовавшему с ним Л.Г.Выготскому…

Когда Ш. слышал или прочитывал какое-нибудь слово - оно тотчас же превращалось у него в наглядный образ соответствующего предмета. Этот образ был очень ярким и стойко сохранялся в его памяти; когда Ш. отвлекался - этот образ исчезал; когда он возвращался к исходной ситуации - этот образ появлялся снова: «Когда я слышу слово «зеленый», появляется зеленый горшок с цветами; «красный» - появляется человек в красной рубашке, который подходит к нему. «Синий» - и из окна кто-то помахивает синим флажком… Даже цифры напоминают мне образы… Вот «1» - это гордый стройный человек; «2» - женщина веселая; «3» - угрюмый человек, не знаю почему… «6» - человек, у которого распухла нога; «7» - человек с усами; «87» - я вижу полную женщину и человека, который крутит усы…»

Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов, каждое из этих слов вызывало наглядный образ; но слов было много, и Ш. должен был «расставлять» эти образы в ряд. Чаще всего - и это сохранялось у Ш. всю жизнь - он «расставлял» эти образы по какой-нибудь дороге. Иногда это была улица его родного города, двор его дома, ярко запечатлевшийся у него в памяти еще с детских лет. Иногда это была одна из московских улиц. Часто он шел по этой улице - нередко это была улица Горького в Москве, начиная с площади Маяковского, медленно продвигаясь вниз и «расставляя» образы у домов, ворот и окон магазинов, иногда незаметно для себя оказывался вновь в родном Торжке и кончал путь у дома своего детства…

Получая на сеансах своих выступлений в качестве задания тысячи слов, часто нарочито сложных и бессмысленных, Ш. вынужден превращать эти ничего не значащие для него слова в осмысленные образы. Самым коротким путем для этого было разложение… бессмысленной для него фразы на ее составные элементы с попыткой осмыслить выделенный слог, использовав близкую к нему ассоциацию… Ограничимся несколькими примерами, иллюстрирующими ту виртуозность, с которой Ш. пользовался приемами семантизации и эйдотехники…

В декабре 1937 года Ш. была прочитана первая строфа из «Божественной комедии».

Nel mezzo del camin di nostra vita

Mi ritroval par una selva oscura и т.д.

Естественно, что он воспроизвел несколько данных ему строф «Божественной комедии» без всяких ошибок, с теми же ударениями, с какими они были произнесены. Естественно было и то, что это воспроизведение было дано им при проверке, которая была неожиданно проведена… через 15 лет!

Вот те пути, которые использовал Ш. для запоминания:

«Nel - я платил членские взносы и там в коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo) - я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке; рядом - папиросы «Дели» - это del; рядом тут же я ставлю камин (camin), di это рука показывает дверь; nos - это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra - он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок - это vita, витализм; mi - я поставил еврея, который говорит «ми - здесь ни при чем»; ritrovai - реторта, трубочка прозрачная, она пропадает, - и еврейка бежит кричит «вай» - это vai - Она бежит, и вот на углу Лубянки - на извозчике едет per - отец. На углу Сухаревки стоит милиционер, он вытянут, стоит как единица (una). Рядом с ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сельва (selva); но чтобы она не была Сильва - под ней ломаются подмостки - это звук «э». Из трибуны торчит ось - она торчит по направлению к курице (oscura)…»

Казалось бы хаотическое нагромождение образов лишь усложняет задачу запоминания… но поэма дана на незнакомом языке, и тот факт, что Ш., затративший на выслушивание строфы и композицию образов не более нескольких минут, мог безошибочно воспроизвести данный текст и повторить его… через 15 лет, «считывая» значения с использованных образов, показывает, какое значение получили для него описанные приемы…

И все же как мало мы знаем об этой удивительной памяти! Как можем мы объяснить ту прочность, с которой образы сохраняются у Ш. в течение многих лет, если не десятков лет? Какое объяснение мы можем дать тому, что сотни и тысячи рядов, которые он запоминал, не тормозят друг друга и что Ш. практически мог избирательно вернуться к любому из них через 10, 12, 17 лет?

Мы уже говорили, что известные нам законы памяти не объясняют особенностей памяти Ш.

Следы одного раздражения не тормозят у него следов другого раздражения; они не обнаруживают признаков угасания и не теряют своей избирательности; у Ш. нельзя проследить ни границ его памяти по объему и длительности, ни динамики исчезновения следов с течением времени; у него нельзя выявить ни того «фактора края», благодаря которому каждый из нас запоминает первые и последние элементы ряда лучше, чем расположенные в его середине…

До сих пор мы описывали выдающиеся способности, которые проявлял Ш. в запоминании отдельных элементов - цифр, звуков и слов. Сохраняются ли эти способности при переходе к запоминанию более сложного материала - наглядных ситуаций, текстов, лиц? Сам Ш. неоднократно жаловался на… плохую память на лица. «Они такие непостоянные, - говорил он, они зависят от настроения человека, от момента встречи, они все время изменяются, путаются по окраске, и поэтому их так трудно запомнить»… «Вот еще пример. В прошлом году я был председателем профорганизации, и мне приходилось разбирать конфликты… Мне рассказывают о выступлениях в Ташкенте, в цирке, потом в Москве, и вот я должен «переезжать» из Ташкента в Москву… Я вижу все подробности, а ведь все это я должен откинуть, все это лишнее, это, в сущности, не имеет никакого значения, где они договорились, в Ташкенте или где-нибудь еще… Важно, какие были условия… И вот мне приходится надвигать большое полотно, которое заслонило бы все лишнее, чтобы я ничего лишнего не видел…

Его мир

Человек живет в мире вещей и людей. Он видит предметы, слышит звуки. Он воспринимает слова…

Происходит ли все это у Ш. так, как у обычного человека или его мир совсем иной?

«… Я сижу в ресторане - и музыка… Вы знаете, для чего музыка? При ней все изменяет свой вкус… И если подобрать ее как нужно, все становится вкусным… Наверное, те, кто работает в ресторанах, хорошо знают это…» И еще: «… Я всегда испытываю такие ощущения… Сесть на трамвай? Я испытываю на зубах его лязг… Вот я подошел купить мороженое, чтобы сидеть, есть и не слышать этого лязга. Я подошел к мороженщице, спросил, что у нее есть. «Пломбир!» Она ответила таким голосом, что целый ворох углей, черного шлака выскочил у нее изо рта, - и я уже не мог купить мороженое, потому что она так ответила… И вот еще: когда я ем, я плохо воспринимаю, когда читают, вкус пищи глушит смысл…

Весь его мир не такой, как у нас. Здесь нет границ цветов и звуков, ощущений на вкус и на ощупь… Гладкие холодные звуки и шершавые цвета, соленые краски и яркие светлые и колючие запахи… и все это переплетается, смешивается и уже их трудно отделить друг от друга…

Его ум

Мы рассмотрели память Ш. и совершили беглую экскурсию в его мир. Она показала нам, что этот мир во многом отличается от нашего. Мы видели, что это - мир ярких и сложных образов, трудновыразимых в словах переживаний, в которых одно ощущение незаметно переходит в другое…

Как же построен его ум? Что характерно для его познавательных процессов? Сам Ш. характеризует свое мышление как «умозрительное». Это ум, который работает с помощью зрения, умо-зрительно…

То, о чем другие думают, что они смутно представляют, ТУТ, видит. Перед ним возникают ясные образы, ощутимость которых граничит с реальностью, и все его мышление - это дальнейшие операции с этими образами. Естественно, что такое наглядное видение создает ряд преимуществ (к ряду очень существенных недостатков мы еще вернемся ниже). Оно позволяет Ш. полнее ориентироваться в повествовании, не пропускать ни одной детали, а иногда замечать те противоречия, которых не заметил и сам автор…

«… А кто читал «Хамелеон»? «Очумелов вышел в новой шинели…» Когда он вышел и увидел такую сцену, он говорит: «ну-ка, околоточный, сними с меня пальто…». Я думаю, что я ошибся, смотрю начало - да, там была шинель… Ошибся Чехов, а не я…

Еще ярче выступают механизмы наглядного мышления при решении тех задач, в которых исходные отвлеченные понятия вступают в особенно отчетливый конфликт со зрительными представлениями; Ш. свободен от этого конфликта, - и то, что с трудом представляется нами, легко усматривается им…

«…Мне предлагают задачу: «Книга в переплете стоит 1р. 50 коп. Книга дороже переплета на 1 руб. Сколько стоит книга и сколько переплет?». Я решил это совсем просто. У меня лежит книга в красном переплете, книга стоит дороже переплета на 1 руб… Остается часть книги, которая равна стоимости переплета - 50 коп. Потом я присоединяю эту часть книги - получается 1 руб. 25 коп…

Его «воля»

Можем ли мы удивляться тому, что исключительное по своей яркости воображение Ш. неизбежно будет вызывать реакции организма и что управление процессами тела через посредство этого воображения будет у него намного превышать по сложности то, что известно из наблюдения над обычными людьми?…

«… Когда я чего-нибудь хочу, что-нибудь представляю, мне не надо делать усилия, это делается само собою…» Ш. не только говорил, что он может произвольно регулировать работу своего сердца и температуру своего тела. Он действительно мог это делать - и притом в очень значительных пределах… «…вы хотите, чтобы температура правой руки поднялась, а левой понизилась? Давайте начнем…» У нас кожный термометр… мы проверяем температуру обеих рук, она одинакова. Ждем минуту, две… «Теперь начинайте!». Мы снова прикладываем термометр к коже правой руки. Ее температура стала на два градуса выше… А левая? Еще пауза… «Теперь готово»… Температура левой руки понизилась на полтора градуса.

Что это такое? Как можно по заданию произвольно управлять температурой своего тела?

«…Нет, в этом тоже нет ничего удивительного! Вот я вижу, что прикладываю правую руку к горячей печке… Ой, как ей становится горячо… Ну, конечно же, температура ее стала выше! А в левой руке я держу кусок льда… Я вижу этот кусок, вот он у меня в левой руке, я сжимаю ее… Ну, конечно, она становится холоднее…»…

Его личность

Как же формировалась личность Ш.? Как складывалась его биография?

Он маленький. Он только что начал ходить в школу. «… Вот утро… Мне надо идти в школу… Уже скоро восемь часов… Надо встать, одеться, надеть пальто и шапку, галоши… Я не могу остаться в кровати… и вот я начинаю злиться… Я ведь вижу, как я должен идти в школу… но почему «он» не идет в школу?… Вот «он» поднимается, одевается… вот «он» уже пошел в школу… Ну, теперь все в порядке… Я остаюсь дома, а «он» пойдет. Вдруг входит отец: «Так поздно, а ты еще не ушел в школу?!…»…

Как много случаев, когда яркие образы приходят в конфликт с действительностью и начинают мешать осуществлению хорошо подготовленного действия!

Он всегда ждал чего-то и больше мечтал и «видел», чем действовал. У него все время оставалось переживание, что должно случиться что-то хорошее, что-то должно разрешить все вопросы, что жизнь его вдруг станет такой простой и ясной…

И он «видел» это и ждал… И все, что он делал, было «временным», что делается, пока ожидаемое само произойдет…

Так он и оставался неустроенным человеком, человеком, менявшим десятки профессий, из которых все были «временными».Он выполнял поручения редактора, он поступал в музыкальную школу, он играл на эстраде, был рационализатором, затем мнемонистом, вспомнил, что знает древнееврейский и арамейский языки, и стал лечить людей травами, пользуясь этими древними источниками…»

Что такое синестезия ? Это совместное возникновение ощущений различных модальностей при воздействии раздражителя только одной из них. Имеет ли синестезия объективную (физиологическую) основу? Это весьма вероятно, поскольку в последние годы обнаружено вещество - этимозол, обеспечивающее искусственное установление связей между участками мозга и зонами памяти, которые в естественных условиях до того не были связаны. Из этого следует, что в особых условиях такие связи могут быть установлены.

Феномен Шерешевского

Немного подробнее остановимся на случае, описанном А. Р. Лурия - феномене Шерешевского . Он мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него восприятие было комплексным, синестетическим. Образы - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные - сливались для него в единое целое. Шерешевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет. «У вac такой желтый и рассыпчатый голос », - говорил он. Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.

Видео о Феномене Шерешевского, в котором Вы найдете много интереснейших фактов о памяти и ее работе:

Имеет ли синесезия объективную основу? Э. Церковер предложил эксперимент на определение совместимости ряда псевдослов с изображениями фантастических существ. Надо было определить, кто есть кто. Обработка материалов показала, что существует корреляция между зрительным образом и акустическим, т. е. синестезия имеет объективную основу. Создается впечатление, что основа эта - в тесных, подсознательных связях образов с эмоциями. В них зрительный эффект увязывается в подсознании с положительными эмоциями, так же как температурный эффект.

В многолетнем исследовании А. Р. Лурия выявил как сильные стороны, так и слабости интеллектуальной деятельности Шерешевского, вытекающие из особенностей организации его памяти. С одной стороны, Шерешевский мог произвольно и точно вспомнить все, что ему предъявлялось для запоминания много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко, зрительно представить себе каждое запоминаемое слово (например, цифру 7 он воспринимал как человека с усами), но это же создавало для него и особые затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ, а это мешало пониманию читаемого. Кроме того, его восприятие было очень конкретным, слова, выражавшие абстрактные понятия, например «вечность», «ничто», представляли для него особые трудности, так как их сложно сопоставлять со зрительным образом.

Помимо этого у него было сильно затруднено обобщение. Вот пример, демонстрирующий слабые стороны его феноменальной памяти. В большой аудитории Шерешевскому прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие в аудитории зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Шерешевскому потребовалось целых две минуты чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные списком слова, что свидетельствовало о слабости обобщения в его памяти.

Запоминание у Шерешевского подчинялось скорее законам восприятия и внимания, чем законам памяти: он не воспроизводил слово, если плохо видел его. Припоминание зависело от освещенности и размера образа, от его расположения, от того, не затемнился ли образ пятном, возникшим от постороннего голоса. Чтение было пыткой для Шеришевского. Он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Необходимо также отметить, что у Шеришевского были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать специальные приемы, чтобы забывать. Понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не легче, а значительно труднее, чем у людей, не обладавших столь сильной наглядно образной памятью.

Мы затронули очень любопытную и мало изученную проблему свойств той формы долговременной памяти, к которой, как правило, нет произвольного доступа. У нас создается впечатление, что известные случаи феноменальной памяти и уникальных счетных, способностей связаны как раз с осуществлением доступа к этому типу памяти. Гипотеза основана отчасти на сходстве некоторых характеристик указанной памяти и особенностей запоминания а удержания информации у людей с феноменальными способностями. В чем это сходство?

Информация восстанавливается после продолжительного хранения (десятилетия) в том же виде и с теми же подробностями, как в тот день, когда она была воспринята. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти процессов преобразования и обобщения. Неподверженность следов трансформации при хранении, видимо, связана и с неспособностью к забыванию. Ярко выраженная синестезия у лиц с феноменальной памятью позволяет допустить существование у них и морфологических особенностей структуры памяти. Возникает вопрос, как же использует эту особую форму памяти подавляющее большинство людей, не обладающее описанными феноменальными способностями? Пока определенного ответа нет, можно лишь предположить, что долговременная память без произвольного доступа служит базой нашей интуиции.