Люди и судьбы - женский журнал

Лучшие игрушки для детей в три месяца. Развивающие игры и игрушки для детей (3 месяц) Игрушки для детей 3 месяца для развития

Игра - лучший способ познания окружающего мира ребёнком. В данной статье мы расскажем, какие игрушки нужны крохе в 3 месяца и во что родителям играть со своими детишками.

К трём месяцам малыши много бодрствуют, у них появляется время для активного изучения самих себя, окружающих и всего мира. Лучшим развлечением является игра. Все детские игры должны быть простыми и короткими. Во время занятий с малышом нужно постоянно разговаривать, объяснять ему все движения, слова, игрушки. Будет полезно и музыкальное сопровождение.

Помните, что не нужно перегружать восприятие крохи, не стоит с ним заниматься более 15-30 минут одним видом деятельности и закончить её раньше, если грудничок начинает проявлять недовольство.

Ассортимент развивающих игрушек для трехмесячных новорожденных огромен. Вы можете их приобрести, а можете и сделать самостоятельно.

Как играть с ребёнком на третьем месяце жизни

При играх с ребёнком все должны помнить, что груднички очень остро чувствуют настроение окружающих, поэтому общение с ним должно быть искренним. Забудьте об усталости, недовольстве и всех проблемах во время занятий с ребёнком.

Будьте аккуратны и осторожны, поскольку малыш ещё не окреп окончательно и может уронить голову или выгнуть спину. Груднички не полностью владеют своим телом, поэтому от них можно ожидать и резких движений.

В три месяца дети не могут удерживать внимание на одном предмете в течение длительного (более 10 минут) времени.

Развивающие игрушки для 3хмесячных крох

Для развития слуха и зрения будет очень полезен мобиль. В магазине вы сможете купить любой понравившийся вам. Трехмесячный малышок с удовольствием будет слушать музыку и наблюдать за движением подвешенных игрушек.

На 3 месяце жизни пальчики детей разгибаются, и они начинают держать предметы. Для того чтобы научить малыша правильно их держать следует запастись погремушками с ручками. С их помощью ребёнок освоит хватательные движения и будет развивать мышцы, когда будет махать игрушкой для извлечения звуков.

Дети к 3м месяцам уже стараются дотянуться до интересного предмета, поэтому сейчас над кроваткой можно повесить новую игрушку - гирлянду. Для этих же целей используйте развивающий коврик. Он будет полезен и для обучения крохи переворачиванию на бочок и животик.

Для развития и закрепления навыка держать голову в положении лёжа на животе приобретите неваляшку. Она обязательно привлечет внимание младенца своими звуками и внешностью, и кроха будет стараться поднять и как можно дольше удерживать голову.

Для развития тактильного восприятия нужно давать грудничку в руки игрушки из различных материалов и наполнителей. Самое простое, но не менее полезное, - это мешочки из разной ткани, наполненные крупами (фасоль, горох, греча, чечевица и др.).

Игры с ребёнком в 3 месяца

«Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и другие потешки с использованием пальчиков помогают развиваться самим пальчикам и всему организму. Ведь на ладошках находятся точки, отвечающие за большинство органов человека.

При выполнении упражнения «велосипед» читайте стих «Ехали медведи…» или пойте песню «Мы едем-едем-едем в далёкие края». Так полезное для развития ног упражнение вы превратите в интересную для крохи игру.

Для развития зрения можно играть в прятки. При этом прячьтесь сами за платок, прячьте предмет. А если спрятанная игрушка будет музыкальной, то во время поиска источника звука будет развиваться и звуковое восприятие.

Существуют игры, направленные и на тактильные ощущения. На каждый раструб перчатки прикрепите кусочки меха, шерсти, разных тканей и поочередно дотрагивайтесь ими до кожи младенца. Все свои движения сопровождайте объяснениями, до какой части тела вы дотронулись, чем прикоснулись и какие ощущения это может вызывать, это позволит малышу запоминать ощущения.

Для развития речи произносите различные звуки, например, голоса животных. При этом показывайте большие яркие изображения домашних питомцев или лесных зверей. Ждите, что малыш будет пробовать повторить их за вами.
Дети любят повторять мимику лица взрослых. Стоя перед крохой или держа его у зеркала стройте рожицы или изображайте различные эмоции.

Три месяца – это новый этап в развитии малыша. Он уже не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, тянется ручками к игрушкам, исследует их ротиком.

Игрушки для самых маленьких должны соответствовать определенным требованиям.

Надеюсь, этот обзор поможет вам сделать правильный выбор, если вы стали счастливыми родителями или ищете подарок для новорожденного.

Как выбрать игрушки для детей в 3 месяца

Игрушки для детей первых месяцев жизни должны быть:

Безопасными . Я не раз видела погремушки, у которых могут отвалиться мелкие детали. Будьте внимательны!

Яркими . Цвета должны быть приятными, но контрастными, ведь зрение у малыша совсем не такое, как у взрослых. Из черно-белых игрушек ребенок быстро вырастет, поэтому не знаю, стоит ли гнаться за модой на них.

Легкими . Многие погремушки ребенок в 3 месяца просто не удержит в своей маленькой ручке, т.к. они слишком тяжелые. Сейчас подойдут только очень-очень легкие.

С приятными мордочками , лицами. Выбирайте мягкие игрушки с большими выразительными глазами и добрыми мордочками.

Дети в этом возрасте быстро утомляются, а потому не рассеивайте их внимание сразу большим количеством игрушек.

Развивающие игрушки для трехмесячного ребенка

Игрушки в 3 месяца развивают зрение, слух, тактильные ощущения, координацию малыша. Что обязательно должно быть у ребенка, а без чего можно обойтись?

Мобиль (музыкальная карусель)

Уже в 1 месяц хорошо бы купить музыкальный мобиль, который подвешивается к кроватке. Ребенок учится удерживать внимание, следить взглядом за игрушкой. Приятные мелодии развивают слух. А у мамы появляются свободные минуты. В идеале в мобиле должна быть возможность регулировки громкости, выбора музыки и пульт управления.

Игрушка прослужит до того времени, как ребенок научится садиться самостоятельно. Потом ему непременно захочется схватиться за милых зверушек. Когда ребенок подрастет и вы снимете мобиль, игрушки с него будут еще долго радовать малыша.


Озон
My-shop


Озон


Озон

Развивающий коврик

Это действительно стоящий подарок для новорожденного, а также в 3 месяца, когда ребенок как раз тянется к игрушкам. На таких ковриках присутствуют шуршащие и звучащие элементы. У нас были еще безопасное зеркало и панель, при ударе ладошкой или ножкой играла музыка и издавались различные звуки.


Озон
My-shop


Озон


Озон

Развивающие дуги и растяжки

Бывают музыкальные дуги с подвесками, которые можно прикрепить к кроватке или коляске.

Но еще больше обычных подвесок, знакомых нам еще с детства.

Эти игрушки становятся актуальными как раз в 3 месяца. Ребенок трогает их, тянет, знакомится с разными матриалами и ощущениями.


Озон


Озон
My-shop


Озон
My-shop

Игрушки-подвески

Как правило, эти игрушки имеют шуршащие, пищащие и подвижные элементы. Пищать ребенок в 3 месяца не сможет — сил не хватит, а вот всякие шуршалки сейчас самое то. Чем больше всяких материалов ребенок в этом возрасте щупает, тем лучше.


Озон
My-shop

Озон
My-shop


Озон
My-shop

Есть еще вибрирующие игрушки-подвески. Но ребенок в 3 месяца не сможет потянуть за эту игрушку, чтобы она завибрировала. Зато это можете делать вы, восторг ребенка обеспечен.


Озон
My-shop


Озон
My-shop

Озон
My-shop

У нас был зайчик, тянешь за колечко — начинает играть приятная мелодия, шевелятся лапки и ушки. Подобные музыкальные игрушки-подвески очень нравятся малышам.

Браслеты

Пристегиваются на ручку или ножку. Игрушка развивает координацию рук и ног, а также слух ребенка.


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop

Погремушки

Как я писала выше, они должны быть легкими, с удобной ручкой. Иначе ребенок их просто не удержит.


Озон
My-shop

Озон
My-shop

Озон
My-shop

Прорезыватели

Совсем скоро у вашего малютки начнут резаться зубки. Ребенок все будет тянуть в рот. Так он еще и познает мир. Поэтому иметь один-два прорезывателя было бы неплохо. Но здесь есть нюанс. Почему-то не все дети их любят, предпочитая грызть обычные погремушки, да и вообще все, что попадется под руку.


Озон
My-shop


Озон

Озон
My-shop


Озон
My-shop

Не все игрушки обязательно покупать. Есть и то, что вы можете сделать самостоятельно.

Турничок в кроватку

Мы делали такой турник сами. Просто подвесили за веревочки круглую деревянную палочку. Ребенок хватается за турник и пытается подтянуться, ведь в этом возрасте еще развит хватательный рефлекс.

Тактильные мешочки

Когда Антошке было 2 месяца мы сшили ему малюсенький мешочек в форме колбаски, наполнили его крупой. К мешочку пришили обычную бельевую резинку. Игрушка вкладывается в ручку и держится на руке за счет резинки.

Остальные мешочки были побольше. Антошка их просто щупал, лежа на животе или спине, а позже уже и сидя.

Наполнить мешочки можно фасолью, крупами, шуршащими материалами. Но очень важно сшить настолько крепко, чтобы ничего не высыпалось, даже если ребенок будет грызть этот мешок. Безопасность на первом месте.

А еще можно просто давать ребенку трогать различные материалы — мех, шерсть, полиэтилен и т.д.

Погремушки своими руками

Просто возьмите контейнеры от киндер сюрпризов и наполните их сыпучими материалами (крупой, бисером и т.д.). Ребенок до года не сможет их открыть самостоятельно.

Также можно использовать пластиковые бутылки или баночки от лекарств.

В период 3 месяцев когда вы разговариваете с малышом, он в ответ не только лишь гулит, но также улыбается вам, постоянно размахивая ручками и ножками, чтобы еще сильнее привлечь к себе внимание. Это явление называют комплексом оживления. Оно является важнейшей ступенью развития ребенка. Таким образом младенец сообщает, что он доволен или удовлетворен общением с ним и ожидает ласки или игры, которые ему необходимы.

Ребенок совершенствуется в искусстве беззубых улыбок и начинает пробовать их уже на всех попавшихся в поле зрения взрослых. Ребенок привлекает к себе внимание взрослых с помощью заливистого и искреннего смеха.

Ребенок бодрствует около 4-5 часов в сутки, теперь он может фиксировать взглядом предметы в течение нескольких минут, он поднимает не только голову, но и плечи и лежит, опираясь на предплечья. Ребенок будет всеми силами стремиться перевернуться на живот, и иногда ему удается сделать пол-оборота – то есть повернуться со спины на бок. Малыш пытается перекатиться от одного края кроватки к другому, перебирая ручками и ножками одновременно, используя все части тела. А это уже хотя и простейшие, но навыки передвижения!

Когда вы берете малыша под мышки, он упирается уже своими ножками, сгибая их в тазобедренных суставах, пружиня ими. И хотя он еще не может устоять, но, упираясь, укрепляет ножки. А это важно для его развития, так как он скоро начнет ползать.

Даже если кроха лежит на спине, он не останется без дела. Он начинает ритмично размахивать ручками и ножками, так ребенок тренируется перед грядущими походами и забегами. Ручки ребенка живут пока своей жизнью, он уже начал обращать на них внимание. Однако научиться ими управлять не так легко. Малыш уже пытается не просто дотянуться ручкой до висящей погремушки, а так задеть ее, чтобы она издала звук. Однако теперь, прежде чем схватить предмет, ребенок долго смотрит на него, как будто взвешивает, стоит ли предмет его усилий.

Малыш продолжает увлеченно гулить, осваивает новые звуки, например «ай», «эй». Скажите ребенку несколько ласковых слов, дождитесь его улыбки и замолчите, когда ребенок «гукнет» (вам придется запастись терпением, обычно ребенку требуется несколько минут на то, чтобы «обдумать услышанное»), скажите еще что-нибудь и снова терпеливо ждите ответа. Постепенно ребенок научится «поддерживать беседу» — и связь между вами станет еще крепче. Вероятнее, пройдет несколько дней, и вы во время очередного разговора услышите веселый смех вашего ребенка.

Игры и игрушки для 3-х месячного ребенка

Крохе нужно внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки.

Теперь во время бодрствования малыш не просто созерцает, но изучает окружающий его мир, используя свои возросшие возможности, которые готов с радостью реализовать в игре.

Вряд ли можно теперь точно сказать, какая из игр развивает именно зрение, какая слух и т. д. Игры для детей этого возраста – это игры комплексного развития младенца. И чем больше вы будете играть с ним, чем разнообразнее будут ваши игры, тем лучше будет развиваться ваш кроха.

Продолжайте с крохой , и добавляйте к ним новые.

  1. Обычные воздушные шарики способствуют развитию зрения и координации движений. Привяжите шарик к руке малыша так, чтобы, двигая рукой, ребенок наблюдал за его движением и со временем смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.
  2. Закрепите мобиль на расстоянии 15–20 см от глаз ребенка. Не подвешивайте на мобиль много игрушек – достаточно 2–3. И не забывайте менять игрушки через 4–5 дней, ведь малышу необходимы новые «объекты» исследования.
  3. Подвесьте над кроваткой погремушку (лучше всего на расстоянии приблизительно 45 см от глаз), которую ребенок сможет отводить рукой, стремясь схватить, случайно задевать. Младенцу очень важно разобраться в том, что, ударяя погремушку, он двигает ее, и это становится причиной шума.
  4. Колокольчики подвешиваются к мобилю или над кроваткой ребенка так, чтобы он мог достать их руками. К концу 3-го месяца жизни малыш поймет, что, дотрагиваясь до игрушки, он заставляет ее звучать.
  5. Оденьте ребенку на запястье тряпичный яркий браслет с колокольчиком, застегивающийся на липучку. Эта игрушка способствует развитию координации движений рук и развитию слуха. Браслет надевайте попеременно то на правую, то на левую руку.
  6. Возьмите малыша на руки, дайте ему потрогать юлу. Потом раскрутите ее и, после того как она начнет гудеть, скажите: «Послушай, как поет юла!».
  7. Играя с неваляшкой, покажите малышу, как она раскачивается. Услышав мелодичный звон, улыбнитесь и скажите: «Ты слышал?», со временем малыш сможет играть самостоятельно.

Занятия с ребенком 3-х месяцев

1. Ласковое прикосновение

Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего малютки.

2. «Ой, что звенит?»

Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно им звонить. Благодаря этой игре ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух.

3. Прятки

Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позовите его по имени. Ребенок будет искать вас взглядом. Сделайте так, чтобы младенец нашел вас, а потом спрячьтесь снова. Но теперь не просто зовите его, а пойте песни или читайте детские стихи.

4. Кукольный театр

В этом возрасте вы уже можете надевать на пальчики младенца пальчиковые куклы и зверюшек, устраивая с ним различные «представления», объясняя, что это кошечка, которая «говорит» «мяу, мяу», а это собачка, «говорящая» – «гав, гав, гав».

5. «А ну-ка, отними!»

Повесьте любимую игрушку ребенка на веревочке и поднесите ее к нему так, чтобы он мог ее схватить. Как только младенец потянется за игрушкой, отодвиньте ее от него. И так несколько раз, пока не дадите ему возможность самостоятельно схватить эту игрушку. Эту возможность ему надо дать крохе раньше, чем у него появятся признаки утомления.

6. «Покатаемся на мяче?!»

Малыш наверняка с удовольствием будет «кататься» на большом надувном мяче. Положите на него малыша на животик, а потом перекатывайте вместе с ним мяч: вправо-влево, вперед и назад. Поддерживайте ребенка, так как для поддержания своего равновесия младенец должен приложить еще много усилий и одному ему с этим просто не справиться.

7. Наблюдательный пункт

Когда ребенок спит, ему не нужны посторонние, но когда он бодрствует, ему необходима компания. Если вы всей семьей обедаете за столом, положите ребенка на диван так, чтобы он мог вас видеть (только подальше от края). Если вы готовите, прикатите детскую коляску. Если на полу нет сквозняков, то можно постелить ребенку на полу, на твердой поверхности он быстрее научится переворачиваться, чем на мягкой кровати.

8. Подними голову и посмотри на игрушку

Нужно: яркая, звучащая погремушка, колокольчик, барабан и т.д.

Вы кладете ребенка на живот на расстоянии 30-40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждаете ребенка прислушиваться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того, как ребенок 1-2 раза поднимет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. Затем игру можно повторить. При последующих занятиях надо менять игрушки.

9. Первые путешествия

Нужно: заводная музыкальная игрушка (танцующий мишка, зайчик, бьющий барабан, и т.п.) или просто звучащая игрушка (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка).

Вы берете ребенка на руки вертикально (но не сажаете его), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживаете его за спину (вариант: плотно прижимаете спину малыша к своему животу и удерживаете его под коленями). Подносите малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит 1 яркая игрушка (матрешка-неваляшка, или ярко-желтая уточка, или какая-либо заводная игрушка) среднего размера (20-20 см). Поворачиваетесь к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и даете ему возможность самостоятельно найти ее глазами. Затем вы устраиваете ребенка в удобной позе (например, на диване) и активно показываете ему игрушку, встряхивая ее, заводите (если она заводная), обращаетесь к ребенку со словами: «Посмотри!», «Послушай!», называете игрушку, выделяя название голосом, чуть замедляя свою речь. Затем, если малыш не устал, можно повторить все действия, удаляя и приближая к нему игрушку.

10. Сожми и пощупай

Нужно: твердые, мягкие, пружинящие шарики и валики, обшитые или обернутые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см – можно использовать мячики для пинг-понга; валики длиной 7-8 см, толщиной сечения 1,5 см; толстые карандаши, фломастеры, ручки).

Вы вкладываете шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики вкладываются поперек ладони так, чтобы их можно было обхватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент вы придерживаете предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца – 2-3 сек, в 3 месяца – до 10 сек). За одно занятие вы можете вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и пр.)

11. Бей, что есть силы

Нужно: погремушка, мягкая игрушка или картонная рожица, бельевая резинка, шерстяная нить.

Вы натягиваете бельевую резинку поперек кроватки и с помощью шерстяной нити подвешиваете на ней мягкую игрушку или погремушку так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее вытянутой рукой. Несколько раз покажите вашему лежащему на спине ребенку, как можно стукнуть по игрушке кулачком, и пусть он упражняется. Если движение или звук напугали ребенка, уберите игрушку. Через несколько секунд попробуйте снова.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.

Ассортимент игрушек в современных магазинах огромен! Но не стоит сметать все с прилавков, руководствуясь принципом «подрастет – поиграет». Очень важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту малыша. Для карапузов от 3-х месяцев Рамблер/Семья рекомендует проекторы и игровые коврики.

НОВЫЕ УМЕНИЯ

С 3-х месяцев малыш будет пытаться ощупывать игрушки, а примерно с 4-х появятся попытки схватить и удержать предмет. На этом этапе ребенку потребуются более мелкие игрушки с длинными ручками или удобными выступами для захвата. Как правило, это традиционные погремушки. Хорошо, если они будут разной формы. Это поможет тренировать хватательные движения малыша. Сначала он способен захватывать предмет только всей ладошкой, всеми пальчиками. Но к концу года сформируются клещеобразные захваты пальцами.

Малыш уже может несколько секунд продержать головку в положении лежа на животе. К этому его можно стимулировать красивыми и яркими игрушками. А лежа на спине, ребенок вовсю играет со своими ручками и ножками, на которые можно надеть браслеты-погремушки или варежки с вдавленными бубенчиками. Предметы, которые издают звук, помогут карапузу понять, что при движении ножек и ручек, издается звук.

Если вы заметили, что ребенок пугается таких погремушек, лучше отложите их использование на небольшой промежуток времени. А через недельку, другую попробуйте дать их малышу снова. Мышцы у крохи в 3 месяца более развитые, чем в 1-2. Поэтому ребенок достаточно долго держит игрушку, рассматривая ее. А когда забава надоедает, то выпускает погремушку из рук и из поля зрения.

Играть с трехмесячным малышом одно удовольствие: он легко угадывает источник звука, подпевает, тянется к красочной мягкой игрушке, поворачивает к ней головку, пытается схватить ручкой.

В это время мамам очень пригодится развивающий коврик. Лежа на нем ребенок стремится схватить висящие над ним игрушки и уже интересуется теми, что расположены по бокам. Так же обратите внимание на мягкие пианино, которые светятся и издают звук, когда малыш бьет по «инструменту» ручкой.

ИГРУШКИ ДЛЯ КРОХИ

Малыш с погремушкой

Важно давать малышу игрушки разные по форме, размеру и по фактуре: ткань, дерево, резиновые, пластиковые. Яркие детали и разные формы погремушки стимулируют у ребенка мышление. Новые предметы кроха исследует с помощью ручек и ротика.

Еще раз повторим, что все детали у игрушек должны быть из качественного и прочного материала и без острых углов. Очень хорошо, когда в игрушке есть несколько разных частей – играть будет гораздо интереснее. Твердую часть можно щупать и чесать ею десны, а мягкую часть - посасывать или покусывать.

После того, как ребенок изучит игрушки или предметы, ему станет интересно, на что они способны: падать, звенеть, катиться по полу. Поэтому карапуз будет выбрасывать из кроватки свои игрушки. Схитрите: привяжите некоторые игрушки за веревочки к кроватке. Веревочки можно выбрать разного цвета, дины и фактуры. Только следите за играющим малышом, чтобы он не запутался в плетениях.

Для физического развития вашего малыша хорошо подойдет такая игра: положите младенца на спину и покажите любимую или просто яркую игрушку, а затем медленно опустите ее слева или справа от крохи. Малыш попробует перевернуться на бочок, чтобы достать желанный объект. А для этого надо потренировать мышцы всего тела. Увидите, что у крохи получается – потяните его за ручку или подтолкните за попку.

Можно делать игрушки для ребенка самим. Для этого подойдут куклы набитые крупами и бобовыми разной фактуры, они помогут развить мелкую моторику крохи.

Или же можно сшить книжку, в которой каждая страничка будет изготовлена из различной по текстуре ткани – вельвета, бархата, шелка, джинсы, меха и т.д. Еще один простой вариант игрушки своими руками – светлая пластиковая бутылка, которая до половины заполнена крупой. Малыш с радостью будет наблюдать, как пересыпаются мелкие песчинки в бутылке.

В качестве новой игрушки хорошо подойдет музыкальный проектор, который проецирует разные картинки на потолок комнаты малыша. Это не только развивает и забавляет кроху, но и является хорошей тренировкой зрения малыша. Так же не лишним будет приобрести светящиеся погремушки или игрушки – это и ночничок, и отличное развлечение для крохи.

Играйте и развивайтесь!

Малышу исполнилось 3 месяца. Он еще такой кроха, но уже большой молодец: и маму встречает радостной улыбкой, и внимательно рассматривает погремушки, и головку держит с упорством первооткрывателя - в общем, каждый день создает родителям повод для новой радости и новых забот. Во главу угла встает вопрос: как правильно заботиться и развивать ребенка в 3 месяца?

И это неслучайно - развитие ребенка в 3 месяца резко ускоряется. Малыш начинает вести себя более осознанно. Он уже понимает, что может видеть, слышать и осязать окружающее пространство. Инстинкты отходят на второй план. Поэтому так важно знать, как развивать ребенка в этот период.

Физиологический тонус понемногу отпускает конечности, и движения малыша становятся более плавными. Ребенок учится выражать свое настроение: расслабленный и мягкий - когда устал; резкий, активный и энергичный - если что-то не нравится. В период с 2 месяцев до 3 малыш стремительно набирает вес (плюс 700 граммов) и вырастает в среднем на 2 см.

Маленький исследователь

Трехмесячный малыш как никто умеет радоваться жизни - он узнает знакомые лица и не забывает отмечать это улыбкой, способен отдавать предпочтение любимым игрушкам (разглядывает их более внимательно), осознает движение своих ручек и ножек (пытается поймать их в поле своего зрения). Ребенка интересует, прежде всего, он сам. Кроха предпринимает всевозможные попытки исследовать свое тело. Он ощупывает себя, похлопывает, иногда щипает, может нечаянно поцарапать.

И в то же время развитие имеет скачкообразный характер. На пике он активно пытается взаимодействовать с миром, при спаде способен взять паузу на какое-то время - оставаться безучастным к игрушкам и маминым объятиям. Но не стоит беспокоиться, спады необходимы для достижения новых высот.

Психологический аспект развития

Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании - старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками - он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.

Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.

Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.

Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая - шероховатая, твердая - мягкая, пушистая - колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.

Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.

Физиологический аспект развития

Сосательный рефлекс максимально активизирован. Ребенок сосет все, что попадает в рот, будь то игрушка, пеленка или пальчик. При этом кроха уже отличает интерес от голода. Так, сытый он с удовольствием занимается пустышкой, но, ощутив признаки пустого животика, тотчас выплевывает ее.

Малыш меняет свое поведение у маминой груди. Почувствовав себя голодным, он начинает вертеть головой, пытается найти взглядом сосок, а затем самостоятельно ухватить его губами.

В 3 месяца дети могут полностью контролировать движение головы. Находясь на руках у взрослых, они хорошо держат и немного поворачивают ее из стороны в сторону. В положении лежа дети предпринимают попытки сгибать колени - первые признаки нового умения - ползания. Малыши неуверенно переворачиваются со спины на животик и обратно.

Особенности ухода

Первым и основным уходом является гигиена.

  1. Ежедневное умывание при помощи ватного диска, смоченного в теплой кипяченой воде, позволяет предотвратить конъюнктивит и различные формы дерматита. Глазки рекомендуется промывать отдельными тампонами от внешнего уголка глаза к внутреннему.
  2. Для гигиены носовой полости надо использовать тоненькие ватные жгутики, смоченные в детском масле или в кипяченой воде. Для ушек следует использовать специальные ватные палочки с ограничителем.
  3. Необходимо ежедневное купание в теплой воде, по температуре близкой к 37 градусам. В детскую ванну желательно добавлять травяные отвары из цветков ромашки и череды. Последние оказывают обеззараживающее действие на кожу и сокращают проявления дерматита.

Полноценное развитие ребенка в 3 месяца невозможно без ежедневного массажа, но не обязательно профессионального.

Питание

Если малыш потребляет исключительно грудное молоко, то, достаточно ли съеденного, возможно определить только при помощи взвешивания. Суточная норма потребляемого молока составляет примерно 800 грамм (это расчетная величина может меняться в зависимости от веса ребенка). Формула для расчета: численное значение веса крохи, деленное на 6. Превышение нормы при грудном вскармливании не является тревожным показателем, тогда как недоедание, наоборот, повод обратиться к специалисту.

Докорм и прикорм

При недостатке грудного молока педиатр может рекомендовать сухую смесь в качестве докорма. Если малыш нуждается в этом, ни в коем случае нельзя давать молочные продукты (молоко, кефир, творог), предназначенные для питания детей от 3 лет. Они содержат бифидокультуры и элементы, которые младенец попросту еще не может усвоить. Приобретайте продукты, руководствуясь рекомендациями специалистов в соответствии с маркировкой о возрасте на упаковке.

Ребенок с рождения имеет право на получение бесплатного питания на молочной кухне в соответствии с возрастом. Для того чтобы брать там продукты бесплатно, нужно получить рецепт у участкового педиатра.

Если ребенок находится на полном искусственном вскармливании, по достижении им трехмесячного возраста можно вводить прикорм - по чайной ложке овощного (как рекомендуют специалисты) пюре.

Необходимо и обязательно включить в питание витамин D. Его назначают как превентивную меру для профилактики рахита.

Режим дня

Для правильного развития малыша нужно соблюдать режим. В среднем трехмесячный ребенок спит почти треть суток с небольшими перерывами на кормление и игры. Всего за день получается 6-7 кормлений, в исключительных случаях больше. Желательно организовать длительные прогулки на свежем воздухе.

Прогулка

Важно понимать, что здоровье и полноценное развитие во многом зависят от того, сколько вы гуляете с ребенком. Если малыш находится на грудном вскармливании, лучше планировать прогулку на часы сна. В холодное время года специалисты рекомендуют гулять не более часа-полутора за подход. Нельзя выходить с малышом на улицу, если температура за окном опустилась ниже 10 градусов. В противном случае есть риск получить переохлаждение дыхательных путей.

Летом ребенок должен находиться на свежем воздухе как можно дольше. Педиатры советуют летние месяцы проводить за городом: и маме удобнее, и малышу полезнее. Так вы не будете задумываться о том, сколько гулять с ребенком.

Одевать кроху необходимо по погоде, но беречь от сквозняков. Младенцы, так же как и взрослые люди, чувствуют жару и потеют, если слишком тепло одеты. Вспотевшего ребенка рискованно доставать из кроватки или коляски.

Как развивать ребенка в 3 месяца во время прогулки? Вариантов много. Можно прицепить на коляску различные развивающие игрушки для детей: подвесные погремушки, музыкальную игрушку. Когда малыш проснется, ему будет нескучно и полезно полежать в коляске, а у мамы появится время для того, чтобы добежать до дома, пока ребенок не начал плакать.

Ребенок в 3 месяца чрезвычайно любознателен. Ему хочется все потрогать и попробовать, но его возможности пока ограничены. Поэтому основная задача мамы - предоставить малышу максимальный спектр ощущений.

  1. Желательно приобрести развивающие игрушки до года, музыкальные мобили, развивающие коврики, раму и остальные приспособления. Он будет следить за игрушечными карусельками, слушать мелодию и стараться дотянуться до интересующих его деталей.
  2. Понадобятся всевозможные подручные материалы. Под чутким присмотром мамы малышу можно предложить не только игрушки, но и предметы домашней утвари: различные лоскутки ткани, прищепки, пуговицы, шнурки, ложки и т. д.
  3. Манжеты, носочки, пинетки. Казалось бы, это самые обычные предметы гардероба, а сколько они могут подарить минут пристального разглядывания! Можно надеть манжеты на обе ручки или только на одну. Можно надеть разные или поменять местами. И каждый раз ребенок будет с интересом изучать необычную вещицу на знакомой уже ручке или ножке.
  4. Занятия на развитие слухового восприятия. Песенки, прибаутки, стихи и, главное, подражание звукам самого младенца. Конечно, кроха еще толком не поймет ни слов, ни смысла. Зато уловит интонацию и порадуется звучанию маминого голоса.
  5. Простейшая физкультура. Ножки велосипедиком, обхватывающие махи руками - все это помогает укрепить мышцы малыша.

Игры для малыша в возрасте 3 месяцев

Как развивать ребенка в 3 месяца при помощи игр? С удовольствием! Трехмесячный ребенок способен концентрироваться на предмете в течение 3-5 минут. Этого небольшого промежутка времени достаточно для того, чтобы спеть крохе песенку, прочитать потешку или сыграть в пальчиковую игру. Во время игры необходимо стимулировать к развитию не только слух, но и тактильные, зрительные ощущения: массировать пальчики на манер "сороки-белобоки", играть в ладушки, поддерживать зрительный контакт, на прогулке обращать внимание на яркие детали.

Хороши для развития карточки и книжки с большими красочными картинками. Каждая карточка или картинка - целый рассказ: "Мишка одет в синие штаны, у утенка на голове красная шляпа". Покажутся малышу интересными и книги со звуковым сопровождением.

И хотя ребенок еще не понимает смысла слов, произнесенных мамой, он внимательно слушает голос и всматривается в картинку. Постепенно изображенные на ней герои станут для малыша добрыми знакомыми.

Развивающие игрушки необходимо подбирать разные по форме и звучанию. Хорошо, если одна игрушка сочетает в себе несколько различных по форме и тактильным ощущениям элементов.

Развитие интереса к книгам

Важно прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Малышу нужно не только рассказывать сказки, но и показывать персонажей на картинках. Таким образом формируется ассоциативная привязанность к изображенному персонажу, а неведомый сказочный мир будет связан с книгой.

Детские книги, предназначенные для чтения малышу в возрасте до года, отличаются от прочих тем, что имеют скругленные страницы, выполненные из плотного картона. Всего несколько страничек, зато на каждом развороте крупная, яркая и четкая иллюстрация.

Итак, что читать детям до года? Хорошо начинать знакомство с классических детских сказок, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Зайкина избушка", "Курочка Ряба". Во-первых, основные герои переходят из книги в книгу, во-вторых, тексты перечисленных книг содержат множество повторений одного и того же действия. Впоследствии малышу будет легко запомнить сюжет и самому показывать на картинках тех или иных персонажей.

Развивающие карточки

Специалисты сходятся во мнении, что развивать малыша можно с первых дней жизни, главное, правильно выбирать вспомогательные материалы.

Так как развивать ребенка в 3 месяца при помощи карточек? Развивающие карточки подходят для игр с трехмесячным малышом и старше. Несколько наборов на различную тематику (желательно легко узнаваемую в окружающей обстановке - игрушки, еда, транспорт, животные) станут верными спутниками и помощниками в развитии ребенка до года.

Развивающие карточки для детей можно купить или изготовить самостоятельно. Существуют как наборы карточек по конкретной тематике, так и целые сборники, представленные в книжном переплете. Хорошо, если карточки выполнены из твердого картона или заламинированы. Важно, чтобы края были закруглены и не могли травмировать малыша.

Трехмесячный малыш еще не может полноценно пользоваться музыкальными развивающими игрушками и книжками, но с удовольствием послушает мелодии и сказки из уст мягкого медвежонка или с книжных страниц.

Необходимо уделять особое внимание звуковому сопровождению и техническому оснащению игрушек. Не слишком ли громко и резко звучит музыка? Не испугается ли ребенок, если случайно нажмет на кнопку? Безопасна ли электронная часть устройства? Насколько надежно спрятаны батарейки?

Многие музыкальные развивающие игрушки для детей имеют на своем корпусе рычаг для регулировки громкости звука. Отсек для батареек имеет крышку, плотно примыкающую к корпусу. В целях безопасности крышка крепится на винт.

В целом, развитие ребенка - это кропотливая работа, которая может и должна приносить радость родителям. Огромное количество всевозможных аксессуаров, игрушек и дидактических пособий на тему того, как развивать ребенка, помогают и знакомят с окружающим миром не только малыша, но и открывают новые горизонты для понимания своего чада родителям. Сколько счастья доставляют даже малюсенькие успехи совсем еще несмышленого крохи! А сколько счастья испытывает мать, чувствуя, что ее ребенок не только нуждается в заботе, но и охотно общается, играет и развивается не по дням, а по часам!