Воспитательные задачи:
1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.
2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.
4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.
Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2—3 ребенка).
Сложить аккуратно на полке строительный материал.
Расставить игрушки, посадить красиво кукол.
Расставить стулья на занятие, по окончании — убрать их.
Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.
Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.
Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.
Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.
Расчистить дорожку от снега.
Собирать сор, листья в определенное место.
Смести снег с лавочек.
Труд в природе:
Поливать комнатные растения.
Полить грядку на огороде, цветник на участке.
Кормить птиц.
Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).
Сажать лук.
Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.
Средняя группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.
2. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.
3. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.
4. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.
Хозяйственно-бытовой труд (3—4 ребенка).
Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.
Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.
Вытирать разлитую воду после поливки цветов.
Мыть и протирать строительный материал.
Мыть игрушки в группе и на участке.
Наводить порядок в раздевальных шкафах.
Подметать часть участка, веранды, дорожки.
Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.
Собирать песок в горку в песочном дворе.
Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.
Труд в природе:
Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.
Срезать лук специальными ножницами.
Рыхлить землю в цветочных горшках.
Собирать природный материал для поделок.
Собирать щавель, крупные семена.
Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).
Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).
Старшая группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.
2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.
3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.
4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.
5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».
Хозяйственно-бытовой труд.
Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.
Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.
Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.
Поливать в сухую погоду участок, в песочном дворе — песок.
Протирать лавочки на своем участке и у малышей.
Следить за порядком в песочном дворе.
Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.
Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).
Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).
Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).
Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.
Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.
Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).
Труд в природе:
Пересаживать комнатные растения.
Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.
Высаживать рассаду, ухаживать за ней.
Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.
Полоть грядки на своем участке и участке малышей.
Собирать в саду ягоды и фрукты.
Перекапывать грядки (вторичная перекопка).
Ручной труд:
Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.
Ремонтировать книги.
Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.
Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.
Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.
Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.
Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.
3 9 ..Воспитание трудовой деятельности в первой
младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных
возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе
решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования
гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание
помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит:
"Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы
в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно
будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с
Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну,
помогают ей трудиться".
Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение
их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде
труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная,
понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует
его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на
рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не
мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить,
шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство
удовлетворения и т.п.
Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой
форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного,
эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению
трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и
обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки!
А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с
прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения
действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки,
педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их,
смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той
же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное
настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке - ладоши,
А пальчики - Антоше.
Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и
предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.
Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая
гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот кукла
Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша,
сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние
полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в
эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка.
Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость,
удовлетворение.
С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь
(расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в
определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.
В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению
простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку,
положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить
поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием.
Например, воспитатель может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина!
На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат
на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая хозяйка наша
Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и
будут у нее в доме чистота и порядок".
В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой
операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со
взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например,
помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно
делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с
ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными
тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку
сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала
Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было
трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность
особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.
Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять
воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений,
побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле
собрать кубики... Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог
должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например,
подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто
твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи
в коляску".
Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует
игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с
детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут
прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои,
которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают
замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки";
"Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут
сломаться").
Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему
живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно
действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой,
воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая
маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы
ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.
Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности,
побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить
трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику
("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть
их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята!
А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим... Он
мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся
Андрюша и Ирочка").
Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа
"Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.
· Воспитание культурно-гигиенических навыков .
Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно)
мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным
полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными
предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
· Самообслуживание.
Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи
взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в
определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
· Общественно-полезный труд.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с
взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать
ложки и пр.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять
игровой материал по местам.
· Уважение к труду взрослых.
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как
делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как
дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет
те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник
воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки
поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться
мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать
полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно
пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать
пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание.
Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной
последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы,
складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение
замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
· Общественно-полезный труд.
Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие
трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:
готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место
игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при
дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять
хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
· Труд в природе.
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке
природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные
растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от
снега, счищать снег со скамеек.
· Уважение к труду взрослых.
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о
понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель,
врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых
действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь
взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Средняя группа (от 4 до 5 лет )
· Культурно-гигиенические навыки.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по
мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании
отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу,
хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами
(ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
· Самообслуживание.
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно
складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить,
просушивать).
Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.
Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания
занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
· Общественно-полезный труд .
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить
дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать
значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с
помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном
завершении совместного задания.
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на
участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать
воспитателю подклеивать книги, коробки.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно
расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы,
раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
· Труд в природе.
Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения,
кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при
участии воспитателя). В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной
работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к
расчистке снега.
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к
подкормке зимующих птиц.
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в
трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Разделы: Работа с дошкольниками
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда и наглядно ощутимы лишь непродолжительное время. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения заметить беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. В период дошкольного детства перечень видов деятельностей, в которых ребенок может достичь уровня самостоятельности невелик. В младшем и среднем возрасте таким видом деятельности, который превращается в формы самовоспитания и самообразования становится труд (самообслуживание и хозяйственно-бытовой).
В младшем возрасте необходимо раскрыть детям значение труда: трудиться – это значит заботиться о ком-то. Необходимо показать 5 компонентов трудовой деятельности:
- задумка
- материал (из чего делать)
- инструменты (чем делать)
- действия (делать по порядку)
- результат (что задумал, то и получил)
Предварительная работа заключается в следующем:
1. Ознакомление с предметом (чашкой).
А) показать чашку как чудо! Это чашка. У нее есть стеночки высокие, донышко без дырочек, ручка.
Б) узнавание чашки (чашка и стакан).
В) уговаривание Мишки (из чашки удобнее пить, есть ручка – держать).
Г) зачем нужна чашка.
Д) все берут чашку и показывают Мишке.
2. Ознакомление с материалом – на всех видах занятий через продуктивные виды деятельности учим выбирать материал.
3. Инструменты – показать все инструменты в работе.
После этого проводится занятие «Наблюдение за мытьем чашек няней».
Мотивация: есть потребность выпить морс, а чистой чашки нет ни у кого. Кто выручит? Няня. Показ мытья чашек дидактический. Дети увидят процесс мытья, каждый его компонент наглядно. Таких занятий должно быть два.
Цель второго иная: дети должны активно разговаривать с Мишкой, доказывать, убеждать его, что из грязной чашки пить нельзя. В этом смысл повторного занятия. Дети должны в речи осмыслить процесс, его компоненты:
- замысел – задумала няня сделать чашки чистыми.
- материал – собрала грязные чашки.
- средства – тазы, вода, мыло, губка, поднос и руки.
- действия, их порядок – сначала намылила, потом сполоснула, поставила сушить.
- результат – чистые и сухие чашки, которые готовы для морса.
Только после этого проводится фронтальное занятие по развитию у детей самостоятельности и самоорганизации в трудовой деятельности.
Столы ставятся в свободном месте группы, там, где будет педагог показывать образец деятельности. Поднос с грязными чашечками, запачканными землей так, чтобы дети четко видели что и донышко грязное, и стеночки и даже ручка и не только внутри, но и снаружи.
Мотивация. Куклы хотят пить. Напоите их молочком. Угощайте. Дети видят грязные чашечки. Начинают говорить: «Грязные, надо мыть».
Педагог: «А вы можете позаботиться о куклах? А как вы можете позаботиться? Садитесь, я вас научу, как сделать чашку чистой».
Дети садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стол, за которым будет педагог. Он спрашивает:
- что задумали сделать? (загибает мизинчик)
- какие сейчас чашки? (безымянный)
- возьму грязную чашку, поставлю ее на свой стол. Сделаю ее чистой. Приготовлю рукава, сделаю их короткими, проверю свой костюм (даем детям 3 правила работы, сформулированные Буре Р.С.: 1. костюм должен быть чистым. 2. рабочее место чистое, чтобы капелек воды не было ни на столе, ни на полу. 3. чашку – результат труда – сделаю чистой, чтобы куколке было приятно пить.) Смотрите, сейчас мой костюм чистый, стол – сухой, пол тоже, но чашка пока грязная. Теперь приготовлю все для работы. Педагог встает и приносит со скамейки, где лежит оборудование для детей, называет каждый предмет, фиксирует внимание на том, где его размещает на столе: « Принесу стул, поставлю с краю около стола 2 тазика: один на стол поставлю, второй на стул.»(для воспитателя переход ребенка от одного тазика к другому – сигнал, чтобы налить воду в тазик для споласкивания. Если сразу налить малышам воду в оба тазика, то они путают и пачкают воду в обоих тазиках, теряя цель труда).
Теперь принесу мыльницу с мылом, губку, салфетку. Положу мыльницу с мылом с правой стороны, салфетку на уголок. А теперь налью воду в первый тазик. Наливаю так аккуратно, чтобы ни одна капля воды на стол не упала. Возьму чашку, опущу в воду. Возьму губку в левую руку, мыло в правую – вот так, чуть намочу губку, отожму вот так, смотрите, чтобы капельки не капали с нее и теперь намылю губку: 1,2,3 – мыло положи (если это не сказать, то дети будут бесконечно тереть мылом губку). Все – губка мыльная. Достану чашку из воды, но не поднимаю над тазиком, руки держу внизу, в тазу, иначе капельки воды будут на столе. Начинаю тереть донышко, стеночки, ручку. Опущу в воду, дам воде стечь и посмотрю, есть ли еще где грязь? Нет. Вижу, что чашка мыльная, но уже без грязи. Опущу ее во второй тазик и перейду к нему. Теперь опять налью воды и буду споласкивать, теперь чашка чистая, но мокрая. Поставлю ее на салфетку сушить. Теперь все унесу, оставлю порядок.
Показ трудового процесса воспитателем отличается от того, как его делала няня. Задача няни – выделить в трудовом процессе основные компоненты: что задумала, из чего будет делать, чем делать, как делает. А задача педагога – показать технику трудовых действий, 4 компонента трудового процесса – как надо делать!
«Посмотрите, как понесу тазик с водой, чтобы не пролить на пол – вот так, за края двумя руками. Поднесу к ведру, наклонюсь и медленно солью воду в ведро, потом также принесу второй тазик. Затем протру их салфеткой, сложу стопочкой. Возьму салфетку, пойду проверю не осталось ли капелек воды на столе – протру стол, вот так. Уберу мыльницу с губкой в тазики. Теперь все чисто и сухо. Могу взять чашечку и идти угощать куклу? Нет, надо еще проверить костюм – опустить рукава, а потом идти к кукле.»
Мы специально не вводим клеенчатые передники, чтобы учить детей самоконтролю своих действий.
«Вот теперь и вы сделаете чашки чистыми. Приготовьте свой костюм.» дети берут чашку и каждый находит себе место, кто где хочет, кто с кем хочет работать рядом. Потом начинают переносить со скамейки все, что нужно для работы.
Педагог наблюдает, никаких указаний никому не дает. Цель – развивать самоорганизацию. Заметив, что кто-то уже готов, подхожу к ребенку, проверяю, называя каждый предмет: тазы есть, салфетка есть, мыльница есть (то, что у ребенка приготовлено). « Так, ты еще не готов. Подумай, что ты еще не принес». Отходит к следующему, опять лично называя ему предметы. Если все правильно – наливаем воду.
Во время работы педагог проходит, наблюдает, подсказывает, разговор с каждым тихий, личный. В группе спокойная, рабочая атмосфера, дети разговаривают сами с собой, показывают свою работу. Когда закончил работу, педагог спрашивает, что будешь делать дальше?
Надо поставить ведра, тазы, куда дети будут сливать воду в таком количестве, чтобы удобно было переносить на небольшое расстояние.
Ребенок убирает, берет свою чашку, куклу и садится на стул играть. Задача воспитателя – заметить каждого, где он трудился, все ли за собой убрал. Контроль позволит справедливо провести анализ деятельности детей. Когда все закончат, все сядут с куклами, говорю: «Куклы довольны, очень вкусным вы их напоили, чем ты поил из своей чашечки? А ты чем?»
Вносится Мишка: «А где вы взяли чистые чашки? Научите меня, я тоже хочу сам мыть чашку.»
Подожди нас, кто первым пообедает, тот и научит.
После обеда запись рассказа о том, как мыли чашку.
После этого в другие дни в утренний отрезок времени подготовить для детей проблемную ситуацию: в кукольный уголок поставить грязную чашку. Как ребенок будет решать эту ситуацию? Прежде, чем мыть, он должен сказать, что ему надо для работы. В процессе мытья посоветовать как лучше тереть губкой, что нужно протирать, чтобы чашка стала чистой. Вместе решить, вымылась ли чашка. При оценке результата обращать внимание не только на чистоту чашки, но и не забыл ли приготовить костюм, рукава, аккуратно ли мыл. Такую работу необходимо провести с каждым ребенком.
Воспитатель проводит и показывает трудовой процесс без ошибок, Мишка же – торопыга. Он торопится, ошибается, постоянно провоцирует детей. Дети учат его, переходят на позицию «учителя».
В средней группе дети овладевают следующими трудовыми процессами:
1. мытье стульчиков, игрушек.
2. стирка салфеточек.
Организация работы проводится также как и при мытье кукольной посуды.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень самостоятельности, достигнутый в одном виде деятельности – база для расцвета новой деятельности, почва для самовыражения в ней.
Конспект проведения трудовой деятельности, хозяйственно бытовой труд в 1 младшей группе
«В гости к Чебурашке»
Цель: сформировать навык элементарной трудовой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать закреплять умение детей здороваться и прощаться; учить быть внимательными к окружающим, оказывать посильную помощь; учить сервировать стол с помощью воспитателя,
Развивающие:
закреплять знание чайной посуды и других принадлежностей, которые необходимы для сервировке стола; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей;
Воспитательные:
продолжать прививать культурно-гигиенические навыки.
Организующая среда:
Костюмы для персонажей, чайная посуда, скатерть, ваза с печеньями салфетки для сервировки стола, магнитофон.
Методика проведения:
Беседа, показ, художественное слово, игровой прием, практический выполнение детьми игровых упражнений в сопровождении с музыкой и без музыки, сюрпризный момент – персонажи.
Методы здоровьесберегающие технологии
Физминутки «Каравай, Каравай»,
Самомассаж «Умывалочка»
Ход занятия
Дети входят в группу здороваются с гостями и садятся на вагончики.
Организационный момент.
Вбегает сорока белобока: Кар-кар, у Чебурашки сегодня день рождения!!!
Кар-кар, у Чебурашки сегодня праздник!!! (Убегает)
Воспитатель: Дети, давайте пойдем к Чебурашке и поздравим его. Но мы не можем пойти с пустыми руками.
Сегодня, когда я шла в детский сад, нашла красивый шарик. Давайте, его подарим Чебурашке на день рождения. Как вы думаете Чебурашка обрадуется такому подарку.
Ответы детей.
Воспитатель: Подарок у нас есть, теперь можно отправляться в путь.
Под весёлую песню дети идут в гости к Чебурашке.
«Зашагали ножки топ-топ-топ».
Чебурашка сидит за столом.
Дети поздравляют Чебурашку с днем рождения и дарят ему подарок.
Чебурашка: Спасибо вам за поздравления. Только я ничего не успел приготовить к столу. Потому что, если честно, я не знаю как правильно накрывать на стол.
Воспитатель: Не расстраивайся Чебурашка, мы сейчас тебе поможем.
Дети, мы поможем Чебурашке?
Дети: Да.
Дети с помощью воспитателя накрывают стол.
Воспитатель: Какую надо взять посуду и принадлежности, чтобы всех чаем угостить?
Дети: чашки, блюдца, чайник, ложечки, сахар, ваза с конфетами, скатерть, салфетки.Воспитатель: Правильно, молодцы. А как все эти предметы можно назвать одним словом?
Дети по просьбе воспитателя по очереди приносят необходимые предметы.
Воспитатель: Семён, принеси, мне, пожалуйста, блюдце………….. и т.д. А я ещё поставлю на стол сахарницу и вазу для печенья и конфет.
Физминутка. «Каравай, каравай кого хочешь выбирай».
Воспитатель: Всё готово, но что необходимо сделать, перед тем как сесть за стол?
Дети отвечают.
Чебурашка: Ребята, а для чего нужно мыть руки перед едой?
Ответы детей.
Дети моют руки.
Самомассаж «Умывалочка»
Надо, надо нам умыться (хлопают)
Где тут чистая водица? (ладоши вверх)
Кран откроем - Ш-Ш-Ш (показывают, как открывают)
Ручки моем - Ш-Ш-Ш (растирают)
Щечки, шейку мы потрем (сверху вниз поглаживания)
И водичкой обольём, (показывают обливание).
Дети после умывания садятся за стол.
Чаепитие.
Фоновая заставка:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь - баранки, калачи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи -
Все румяны, горячи.
Чебурашка: Спасибо, ребята, что устроили мне такой весёлый праздник. Мне всё понравилось. У меня тоже для вас есть сюрприз. (Чебурашка угощает детей яблоками).
Воспитатель: Что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети и воспитатель: До свидания, Чебурашка. Спасибо за гостинец.
Чебурашка: До свидания.
Под музыку дети возвращаться в детский сад.
(Фонограмма «По дороге с облаками»)
Итог занятия: - К кому в гости мы ходили?
- Почему мы отправились к Чебурашке?
- Какую посуду мы использовали для сервировки стола?
- Чем мы занимались у Чебурашки в гостях?
- Понравилось ли вам в гостях у Чебурашке?