Люди и судьбы - женский журнал

Учебное пособие волковой г н этнопедагогика. Волков-Этнопедагогика

6. ВКЛАД Г.Н. ВОЛКОВА В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г.Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А.Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г.Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г.Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г.Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике... Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», - писал ему В.А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И.Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В.А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г.Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д.О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков - знаковая фигура нашего времени... Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М.Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

Г.Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хeвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г.Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г.Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г.Н. Волкова сняты кино- и телефильмы. Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он - один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения.

И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь... Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине.


Список литературы

1. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.

2. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.


Для развития творческого потенциала (и, прежде всего, творческого мышления) для подрастающего поколения. Именно поэтому вопрос о проектировании познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ в системе дополнительного образования является актуальным. С учетом выше изложенного, при проектировании познавательной среды необходимо учитывать и социокультурный контекст. Именно поэтому...

Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.3
Предисловие

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.
Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.
Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».
Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.
Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.
Настоящее учебное пособие является первой попыткой оказания реальной помощи педучилищам в этнопедагогической подготовке будущих учителей. Поэтому автор надеется на помощь читателей - советами, замечаниями, товарищеской критикой. При последующих переизданиях предполагается существенно расширить методический аппарат книги за счет специальных разделов - этнопедагогического практикума и этнопедагогического семинария.
Автор выражает благодарность гуманитарному научному фонду за оказание поддержки в подготовке этой книги.

Глава 1
Предмет этнопедагогики

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики - «Мудрость старых чехов»?!
Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.
В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.
Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.
Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой - народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.
В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.

Настоящее учебное пособие является первой попыткой оказания реальной помощи педучилищам в этнопедагогической подготовке будущих учителей. Поэтому автор надеется на помощь читателей - советами, замечаниями, товарищеской критикой. При последующих переизданиях предполагается существенно расширить методический аппарат книги за счет специальных разделов - этнопедагогического практикума и этнопедагогического семинария.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Я.А. КОМЕНСКИЙ
§ 2. К.Д.УШИНСКИЙ
§3. А.С.МАКАРЕНКО
§4. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС НАРОДА
§ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА
§ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
§ 4. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
§ 5. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 4.НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
§ 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 5.СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. ПОСЛОВИЦЫ
§ 2. ЗАГАДКИ
Контрольные вопросы и задания
§ 3. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕСНИ ОТРОЧЕСТВА
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ
Контрольные вопросы и задания
§ 4. СКАЗКИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 6. ФАКТОРЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 1. ПРИРОДА
§ 2. ИГРА
§ 3. СЛОВО
§4. ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
§ 5. РЕЛИГИЯ
§ 6. ПРИМЕР-ИДЕАЛ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 7. СОВРЕМЕННОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ
§ 2. ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ
ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
§ 3. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Контрольные вопросы и задания
ПОСЛЕСЛОВИЕ